МОНИТОРИНГ СМИ: Иеромонах Вячеслав (Максименко): О «невставании» митрополитов, о месте миссии православной церкви и о ближайшей, в связи с этим, перспективе
12.05.2015
Господом сказаны слова, которые и есть посылом для сотворения миссии церкви в миру: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20) Но Господь не конкретизировал места и территории для сотворения миссии, вероятно, предоставляя их определение мудрости миссионеров.
В последние годы стало эдакой модой наличие священников при светско-государственных мероприятиях, будь это возложение цветов к каким-то памятникам в определенные даты или проведение партийных съездов и прочее. В этом ли заключается проповедь Слова Божия? Если священнику или архиерею и дается слово на таких мероприятиях, то это слово регламентировано временем сценария и выступление его превращается именно в выступление, которое вообще никто и не думал слушать, а если и слушал, то воспринимал выступающего владыку или батюшку в качестве одного из сценарных выступающих, только приспособившего свою речь и организацию под тему мероприятия. Ну, а если кто из духовенства призван на светско-политическое мероприятие в качестве только декорации, которой слово и не планировалось давать, то в этом случае о христианской миссии и речи быть не может, а окружающие рассматривают наличие на мероприятии церковников, как подтверждение того, что государственная власть имеет рычаги управления над всеми сферами жизни человека без исключения влияния на жизнь духовную.
Самое страшное и опасное для церкви – сращивание со светской властью. А если определенная религия вписана в качестве конституционной нормы, церкви строятся за сет государственных средств и духовенство состоит на службе государства, получая от государства зарплату – катастрофа. Исчезает вера. Благодать Божия уходит. Вера становится религией и атрибутом власти, но прекращает быть путеводителем ко спасению душ.
Такая схема сотворена в 1988 году товарищем Горбачевым, когда празднование 1000-летия Крещения Руси стало государственным мероприятием. Не государство предоставило тогда церкви право возрождать Богослужения, а государство позволило церковникам начать широкомасштабно открывать храмы только лишь с целью получить в ответ от церковников принуждение к выражению благодарности государству со стороны прихожан, что снова позволило государству взять под контроль церковную жизнь. Церковь стала идеологическим подразделением, выполняющим цементацию государства на идеологической основе вместо идеологии марксизма-ленинизма.
После развала СССР эта тенденция стала обретать более сплоченное единение в РФ, а на территории Украины до сегодняшнего дня этого не случилось. Почему? Как это может показаться не парадоксальным, но Украина имеет полноту молитвы, не отвлекаясь на соитие с государством, благодаря образовавшимся церковным расколам. Вот в этом и есть Божий Промысел этих расколов, потому как при отсутствии полного влияния на церковную жизнь со стороны государства, духовенство не может углублять себя в эти отношения и вынуждено проводить исключительно духовную миссию и совершать Богослужения для единения с людьми и людей с церковью, а не с политподразделением власти.
Современные средства массовой коммуникации не оставляют ни малейшего шанса, даже в самой глубинке, не получить информацию о каком-либо событии или происшествии.
На что рассчитывали руководители, высший эшелон, церковного устройства УПЦ, когда совершали определенный демарш во время торжественного заседания в здании Верховной Рады Украины 8 мая 2015 года – не понятно!
Если «невставание» митрополитов самых высоких должностей УПЦ явилось игнорированием слов президента государственного образования в современном геополитическом и геосоциальном измерении обособленном и наименованном «Украина», тогда это один ответ. Но в этом случае, ответ подразумевает либо личностные позиции руководителей высшего представительства УПЦ (хотя, как же они могут представлять церковь, носящую имя государства, игнорируя главу этого самого государства?) исходя из первых слов Псалтири «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», либо сей демарш явился демонстрацией позиции всей УПЦ, позиции, которая была заранее обсуждена, всесторонне рассмотрена и утверждена на заседании Священного Синода УПЦ перед «походом» высших представителей УПЦ в ВРУ? Но такого вопроса ни на одном заседании Священного Синода УПЦ не было, а стало быть, сие есть просто самоуправство высшего звена УПЦ!
Если этот «игнор» был запланирован, то запланирован мог быть только в одном случае, чтоб «подставить» приходы УПЦ под провокации националистического окраса, после чего совсем в ближайшие дни или часы православные собратья по благословению патриархии прибыли бы «защищать» «УПЦМП» в центральной и юго-восточной Украине. Возможен такой сценарий? Вряд ли… Уже не прибудут, потому что, к разочарованию многих из юго-востока, прибытие даже не планировалось. Цели были иные.
Вероятно, ответ гораздо проще… Скорее всего, из патриархии указание было дано «посидеть на мероприятии», чтоб не нагнетать обстановку, но дающие указание не подумали, что все будет воспринято так буквально! Ну, совершенно буквально! А еще и Бог, как кому-то это может быть удивительно, существует и изменяет не только процессы, но и умы.
Весь вечер 8 мая, всю ночь и все «праздничное» утро 9 мая звонят, пишут прихожане, собратья-священники… Недоумение… Зачем, сидящие в Киеве митрополиты, священников столкнули с прихожанами, так сказать, на местах? Храмы уже, до этого демарша, стали пустеть и очень активно пустеть из-за поминания патриарха Кирилла, но теперь люди твердо говорят, что и митрополита Онуфрия поминать нельзя. И это говорят не на «бендеровском западе», а у нас на днепропетровщине! А более осведомленные в церковном устройстве вообще указывают, что не правильно поминать украинское руководство, потому что на антиминсах только имена патриарха Кирилла и епархиального архиерея написаны.
Короче говоря, демарш митрополитов возбудил такое выделение «метана из болота», хотя все это было совершенно предсказуемо, только без условностей.
Как бы там ни было, начат «обратный отсчет» существования УПЦ.
И теперь варианта два. Первый, маловероятный, что придут «защищать» УПЦМП, но в этом случае УПЦ превратится в экзархат и УПЦ прекратить свое существование, как самостоятельная величина, а есть и второй – УПЦ ликвидируется на уровне юридической регистрации, как в епархиях, так и по приходам, и будет создана по согласованию со Вселенским Православием Киевская Церковь.
Для реализации второго сценария у руководства Украины есть теперь полнейшие предпосылки, чтоб обратится во Вселенский патриархат и эти предпосылки так «мудро» предоставлены высшим руководством УПЦ, фактически, своими руками разрушающими устройство УПЦ. Но если государственное руководство Украины, получив согласие сонма Вселенских церквей на создание Киевской Православной Церкви в ряду со всеми в диптихе, пойдет по тому же пути, каким шла имперская Россия, СССР и нынешняя РФ, то все повторится и молитва уйдет и из этого церковного административного образования. Основой Киевской Православной Церкви может быть исключительно нынешняя УПЦ и на сей счет не нужно проявлять каких-либо обид и ревности, потому что за всю историю нынешней Украины Вселенское Православие богослужебные отношения имело исключительно с УПЦ, а потому и создание Киевской Православной Церкви должно быть начато не руками представителей духовенства из прошлой эпохи коммунистического тоталитаризма и тем паче, бывших представителей советской системы КГБ, как бы ловко сегодня некоторые из них не стремились явить себя миру изменившимися и прозревшими от многодесятилетней официальной работы в карательной системе СССР, облекши себя в куколи и клобуки, а умами молодых, ученых, перспективных служителей Канонической Церкви Украины, не ностальгирующих за советским прошлым и не стремящихся калькировать его на будущее.
Важно отметить, возвратившись к теме взаимоотношений власти с церковью, что власть может стать участником определенных инициатив в церковной жизни народа, но если это определяется на уровне участия, а не диктатуры по навязыванию в церковном делании необходимых государству условий и если в определенные моменты жизни государства сам народ этого государства просит власть стать на защиту религиозных свобод народа. Церковь должна быть отделенной от государства, что только и позволит, как государству, так и церкви быть независимыми от вмешательства в жизнь друг друга, но и позволит организовать минимальное соприкосновение в реализации их интересов с точки зрения только лишь ради пользы административно-территориальных и духовно-территориальных общностей граждан этого государства.
Нравится кому-то или нет, но ход истории остановить невозможно, как и невозможно возвратиться к ее повторению. Бог дает людям в разные исторические отрезки земной жизни шансы для спасения душ, а не печется о том, какое государство, под каким названием с какой церковью и с каким административным церковным устройством будет. Тиктанические плиты под РПЦ раздвигаются по Божиему попущению и теперь очень и очень важно не упасть в пропасть между ними, а остаться на частях единой православной основы, которые, как и в бытность целостности, так и при отодвижении друг от друга питались Благодатью Высшей, снисходящей на все части Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, а не спихивали друг друга в низшую тьму, тьму пропасти.
Тихой глади в неразрешенной стадии сумбурных церковных отношений между гражданами Украины уже не будет! Это важно и нужно понять! Особенно после 8 мая, когда встрепенулись даже самые смиренные миряне и духовенство на местах, стал виден Божий Промысел.
Киевской Православной Церкви – быть! Очень верное определение дал нынешней ситуации диакон Андрей Кураев в недавнем интервью: «Важно не обманывать себя. То, что большинство православных приходов на бумаге едины с Московской патриархией, это не знак их любви к Москве, а знак их нежелания зависнуть в каноническом вакууме. Они просто не хотят быть изгоями в христианском православном мире. Если им будет предложена канонически приемлемая альтернатива ухода из Московской патриархии, исход будет мгновенным и массовым. Хотя митрополит Киевский Онуфрий лично против этого, я думаю, что и он не сможет долго сопротивляться давлению со стороны своих епископов и священников.»
Если кто-то в Киеве, не говоря уже о Москве, уперто не желает понимать, что происходит сегодня в людской среде городов и сел Украины, то тогда просто будет поставлен перед фактом, для них неожиданного, появления Киевской Православной Церкви. Если есть государство по имени Украина, то пора реально, но исключительно каноническим путем, через Вселенское Православие, навести порядок в духовной жизни православных граждан государства, в ходе чего юридически, властью государства, ликвидировать те религиозные организации, которые выкажут свою амбициозность и игнорирование требований общества. Равно, в этом же ключе, государство, своей юридической властью, просто обязано ликвидировать деятельность сектантских околохристианских структур, начавших появляться в Украине с конца прошлого века.
Кстати сказать, при создании Киевской Православной Церкви будет снят вопрос принадлежности Свято-Успенской Почаевской лавры и, тем более, будет пресечено кощунственное желание, отдающее нафталиновым смрадом советской тоталитарной системы, превратить святыню в музей.
И еще что важно из того же интервью отца Андрея Кураева, что РПЦ, если проявит инициативу, а не будет ждать традиционно «авось пронесет», то РПЦ сможет и зафиксировать юридическую сторону своего экзархата, и ставропигий: «Можно застолбить возможность патриарших ставропигий (статус прямого подчинения прихода или монастыря патриарху) на Украине и оговорить процедуру обязательного референдума по каждому монастырю и приходу. Можно прописать канонические гарантии клирикам и имущественные гарантии общинам, которые захотят остаться с Московской патриархией. Можно оговорить право судебной апелляции. Если мы будем ждать, что автокефалия на Украине появится каким-то иным путем, мы проиграем.»
Пожалуй и завершу цитатой от Кураева из того же интервью об отношениях Московской Патриархии и Константинополя:«Стоит поспешить еще и потому, что предстоящий в 2016 году собор будет обсуждать именно тему о порядке предоставления автокефалии… Так вот в марте 2016 будет утвержден компромиссный вариант: автокефалия требует согласия вообще всех поместных церквей. Все обретают право вето. И тогда уже у Москвы не будет пространства для гибкого маневра. Ведь уже после того, как Константинополь объявит Киевскую митрополию снова своей, Московская Патриархия порвет с ним отношения, и, значит, как раз лишится права участия во всеправославных встречах а, значит, и права вето на них.»
Господь призывал к мудрости, миру и тишине молитвы, потому нужно все это и явить пред Очами Господними и ради людей Божиих. Никакой катастрофы не произойдет, если в очередной раз будет изменен институт церковного устройства. Ведь в той же России был и Правительствующий Синод, когда о Патриархе вовсе забыли, а после появился Патриарх и про Правительствующий Синод сегодня никто не вспоминает кроме историков, но катастрофа будет в том случае, если будет углубляться конфликт между православными народами, то вот тогда Господь, как это уже было в истории народов Киевской Руси, когда князья «чубились», тогда Господь пришлет «вразумителей» от иной веры. Сколько столетий Киевская Русь была под мусульманами, а?
Источник: Храм Рождества Христова с.Куриловка
Яшчэ па тэме Украіна перад выбарам:
- Тлумачэння Папы Францішака выклікалі новую хвалю крытыкі ва Украіне
- Заявление Службы коммуникации ОВЦС
- Прадстаўнікі расейскага епіскапату РПЦ адсутнічаюць на святкаваннях Дня Хрышчэння Русі ў Кіеве
- Патрыярх Кірыл ўскосна прызнаў Расею і Украіну бакамі ваеннага канфлікту
- Прыняты сумесны дакумент па аб'яднанню УАПЦ і УПЦ КП (+ТЭКСТ ДАКУМЕНТА)