Лепін супраць Каліноўскага (запісы ў ЖЖ)

За что?

Полный список казненных на территории Беларуси участников восстания 1863–1864 г. Приводится по статье Олега Карповича «Невинные жертвы Муравьева, или за что казнили участников восстания 1863-1864 гг. в Беларуси». Если кратко, то: терроризм и организация бандформирований, убийства, пытки, изнасилования, ну, и измена (и все это -- в словиях объявленного военного времени). После списка имен из этого же источника приводятся и некоторые примеры "благородной борьбы".

1. Адамович Станислав, рядовой Муромского пехотного пока. Казнен в Бресте 3(15).06.1863 г. за вступление в ряды повстанцев, участие в разграблении почты на Пинском тракте, сожжении моста на р. Ясельда, убийство двух солдат-инвалидов.
2. Александрович Франц, дворянин. Казнен в Ошмянах 5(17).11.1863 г. за участие в повешении однодворца Яна Носевича в качестве главного исполнителя преступления.
3. Алаев Вавринец, рядовой Донского казачьего полка. Казнен в Кобрине (дата неизвестна) за убийство еврея, разбой, изнасилование крестьянской девушки.
4. Апанович Франц, дворянин, неутвержденный герольдией. Казнен в Сморгони 6(18).11.1863 г. за участие в повешении однодворца Яна Носевича.
5. Анцыпо Ильдефонс, дворянин. Казнен в Могилеве 6(18).11.1863 г. за создание и предводительство вооруженным отрядом в Быховском уезде, сожжение документов и повреждение телеграфа.
6. Балич Юзеф, крестьянин. Казнен в Бресте 23.12.1863 (3.01.1864) г. за участие в истязаниях над лицами, преданными правительству.
7. Будзилович Игнатий, поручик лейб-гренадерского Екатеринославского полка. Казнен в Орше 23.08.(9.09) 1863 г. за самовольное оставление службы, руководство повстанческим отрядом, насильственную вербовку в него людей.
8. Бугельский Поликарп, шляхтич. Казнен в Щучине 2(14).05.1864 г. за руководство одним из отрядов, участие в вооруженных столкновениях с войсками.
9. Булынко Цезарь, мещанин. Казнен в Минске 29.01(10.02).1864 г. за соучастие в повешении православного священника Даниила Конопасевича.
10. Валинский Ян, мещанин. Казнен в Минске 4.04.1864 г. причина казни неустановлена.
11. Врублевский Габриель, дворянин. Казнен в Мозыре 5(17).07.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде в должности начальника кавалерии.
12. Гзовский Винцент, однодворец. Казнен в мест. Озеры Гродненского уезда, 30.12.1863 (11.01).1864 г. за повешение крестьянина мест. Озеры, истязание крестьянина Франца Комаровского, командование отрядом «жандармов-вешателей».
13. Гнутов Никифор, рядовой Донского казачьего полка. Казнен в Кобрине (дата неизвестна) за убийство еврея, разбой, изнасилование крестьянской девушки.
14. Грушевский Феликс, мещанин. Казнен в Кобрине 5(17).10.1863 г. за участие в повешении двух жителей Кобринского уезда, изнасилование крестьянской девушки.
15. Гринчик Ян, мещанин. Казнен в Шерешево, Пружанского уезда 8(20).12.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде в качестве «жандарма-вешателя», личное участие в убийствах жителей Гродненской губернии.
16. Гриневич Томаш, отставной штабс-ротмистр, помещик. Казнен в Рогачеве Могилевской губернии 16(28).07.1863 г. за создание и руководство повстанческим отрядом.
17. Гордоцкий (имя и сословная принадлежность неустановленны). Казнен в Щучине. 27.04.1864 г. Причина казни неустановленна.
18. Жебровский Константин, поручик 6-й артиллерийской бригады. Казнен в Борисове 24.06.(6.07).1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, создание и руководство повстанческим отрядом.
19. Завистовский Станислав, отставной штабс-капитан, дворянин. Казнен в Волковысске 10(22).07.1864 г. за командование отрядом «жандармов-вешателей».
20. Зельмиц Владимир, дворянин. Казнен в мест. Озерницы, Слонимского уезда 7(19).
08.1863 г. за нахождение в отряде мятежников с оружием в руках, участие в повешении старосты мест. Озерницы.
21. Змачинский Ян, вольноотпущенный рядовой лейб-драгунского Московского полка. Казнен в Минске 5(17).08.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде.
22. Ильковский Антоний, дворянин. Казнен в Шерешево Пружанского уезда 8(20).12.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде в качестве жандарма-вешателя, личное участие в убийствах жителей Гродненской губернии.
23. Йоч Людвиг, дворянин. Казнен в мест. Озерницы Слонимского уезда 7(19).08.1863 г. за нахождение в отряде мятежников с оружием в руках, участие в повешении старосты мест. Озерницы.
24. Коргальский Иван, рядовой Донского казачьего полка. Казнен в Кобрине (дата неизвестна) за убийство еврея, разбой, изнасилование крестьянской девушки.
25. Корсак Владислав, подпоручик 3-й сводной артиллерийской бригады. Казнен в Могилеве 6(18).06.1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, создание и руководство повстанческим отрядом.
26. Корсак Ян, мещанин. Казнен в Бресте 28.12.1863 (8.01.1864) г. за участие в истязаниях над лицами, преданными правительству.
27. Лосинский Винцент, однодворец. Казнен в Ольшанах 6(18).11.1863 г. за пребывание в повстанческом отряде, соучастие в повешении однодворца Яна Носевича.
28. Манцевич Ян, прапорщик 3-й сводной артиллерийской бригады. Казнен в Могилеве 6(18).06.1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, добровольное вступление в повстанческий отряд.
29. Манцевич Михаил, прапорщик 3-й сводной артиллерийской бригады. Казнен в Могилеве 6(18).06.1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, добровольное вступление в повстанческий отряд.
30. Масальский Кароль, дворянин. Казнен в Слониме 5(17).08.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение старосты мест Озерищи (?) Макаревича.
31. Мацкевич Петр, дворянин. Казнен в Ошмянах 5(17).11.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, соучастие в повешении однодворца Яна Носевича.
32. Миконский Теофил (сословная принадлежность неустановленна). Казнен в Щучине в 1864 г., причина казни неустановленна.
33. Млынский Владислав, штабс-ротмистр. Казнен в Новоалександровске Ковенской губернии (сейчас – г. Браслав) 9.07.1863 г. Причина казни неустановленна.
34. Окулич Болеслав, дворянин, чиновник. Казнен в мест. Богушевичи Минского уезда 16(28).11.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, соучастие в повешении православного священника Даниила Конопасевича.
35. Олендский Антоний, подпоручик пешей полевой артиллерии. Казнен в Минске 30.03(11.04).1864 г. за измену присяге, создание и руководство повстанческим отрядом.
36. Оскерко Михаил, дворянин, доктор. Казнен в Могилеве 28.04(10.05).1864 г. как главный повстанческий комиссар Минского воеводства.
37. Павлович Богуслав, прапорщик 13-й артиллерийской бригады. Казнен в Бресте 19(31).07.1863 г. за самовольное оставление службы, измена присяге, добровольное вступление в повстанческий отряд
38. Пиотровский Феликс, дворянин, неутвержденный герольдией. Казнен в Кобрине 5(17).10.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение двух солдат, изнасилование крестьянки.
39. Подолецкий Александр, крестьянин. Казнен в мест. Богушевичи Слуцкого уезда 16(28).11.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, соучастие в повешении православного священника Даниила Конопасевича.
40. Пусловский Адам, помещик. Казнен в Новогрудке 26.06(8.07).1863 г. за создание и руководство повстанческим отрядом.
41. Сакович Яков, крестьянин. Казнен в мест. Богушевичи Слуцкого уезда 16(28).11.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, соучастие в повешении священника Даниила Конопасевича.
42. Силевич Владимир (сословная принадлежность неустановленна). Казнен в Слониме 11(23).08.1863 г. за участие в боях с правительственными войсками.
43. Смыслов Владислав, мещанин. Казнен в Новогрудке 8(20).01.1864 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками и повешение крестьянина.
44. Снадский Андриан, дворянин, чиновник. Казнен в Ошмянах 17(29).08.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с правительственными войсками.
45. Соломон Август, подданный Пруссии. Казнен в Казнен в Шерешево Пружанского уезда 8(20).12.1863 г. за пребывание в мятеже в качестве «жандарма-вешателя», личное участие в убийствах нескольких жителей Гродненской губернии.
46. Станевич Эдвард, дворянин. Казнен в Ольшанах 6(18).11.1863 г. за участие в повешении однодворца Яна Носевича в качестве главного исполнителя преступления.
47. Тельшевский Альбин, дворянин. Казнен в Игумене 16(28).10.1863 г. как предводи-тель шайки «жандармов-вешателей» при убийстве священника Конопасевича
48. Толинский Доминик , крестьянин. Казнен в Гродно 11(23).10.1863 г. за участие в повешении лесника Юлпановича.
49. Трофимчик Теодор, крестьянин. Казнен в Кобрине 5(17).10.1863 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение отставного солдата в Пинских лесах.
50. Унгебауэр Александр, мещанин. Казнен в Новогрудке 8(20).01.1864 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение крестьянина в качестве главного исполнителя преступления .
51. Урбанович Юзеф, рядовой Капорского пехотного полка. Казнен в Гродно 14(26).03.1864 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, добровольное вступление в повстанческий отряд.
52. Фальковский Адам, ксендз. Казнен в Лиде 13(25).06.1863 г. за чтение повстанческого манифеста, призыв крестьян к восстанию.
53. Холево Телесфор, дворянин. Казнен в Боровлянах 28.03(8.04).1865 г. за участие в вооруженных столкновениях с войсками, повешение православного священника Даниила Конопасевича в качестве главного исполнителя преступления.
54. Царевич Эдвард, дворянин. Казнен в Боровлянах 30.05.1864 г. за убийство станового пристава Борисовского уезда Бацкого.
55. Цюндзевицкий Михаил, прапорщик 8-й артиллерийской бригады. Казнен в Минске 21.05(2.06).1863 г. за самовольное оставление службы, измену присяге, призывы крестьян к восстанию в Минской и Виленской губерниях .
56. Черко Александр, крестьянин. Казнен в Бресте 23.12.1863 (3.01.1864) г. за пребывание в повстанческом отряде в качестве «жандарма-вешателя».

 

Описания преступлений поражают."Из отчета виленского губернатора генерал-губернатору Северо-Западного края В.И. Назимову: «В последних числах апреля 1863 г. в лесу близ мест. Жогинь Россиенского уезда повешена беременная крестьянка Карабинова. Несчастная жертва, когда вздернута была на дерево, разродилась мертвым ребенком. В Ковенском уезде близ мест. Бодзь повесили крестьянина Багонского и его жену. На груди повешенных прикреплен был приказ мятежников, воспрещавший хоронить эти тела, которые и оставались несколько дней непогребенными. …8 февраля 1863 г. шайка мятежников, встретив в имении Невель Пинского уезда пятисотского Бараневича, повесила его на дереве, затем сняв его, отрезала голову…». В Брестском уезде ужас на крестьян наводил отряд отставного капитана русской армии, местного помещика Казимира Нарбута, который лично отдавал приказы сжигать крестьянские хаты и пороть их владельцев за отказ сотрудничать с «народной властью». Нередко такие порки заканчивались смертью. По некоторым данным, от рук соратников Калиновского, в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерниях погибло около 600 мирных жителей – крестьян, мещан, представителей местной власти.

Вызывает удивление участие в таких экзекуциях служителей сана. Например, в убийстве 23 мая 1863 г. в мест. Сураж Гродненской губернии православного священника Константина Прокоповича принимали участие ксендзы: Белостокского уезда Моравский, Суражского костела Феликс Кринский и Александр Косаковский из Августовской губернии. В общей сложности в этом преступлении участвовало 14 человек – 3 ксендза, 2 крестьянина, 2 шляхтича, 6 мещан и 1 помещик. На совести отряда ксендза Горбачевского только в Лидском уезде по меньшей мере 3 убийства мирных обывателей, совершенных с изуверской жестокостью: перед тем как повесить трех крестьян, их пытали и выкололи глаза. Не меньшими зверствами отличался отряд еще одного представителя духовного сана – ксендза Мацкевича в Ковенской губернии. Своих жертв, приговоренных им же к смерти, он лично исповедовал и причащал". Какой добрый...

Процитированный автор, а также протоиереи Городей Щеглов и Сергий Утрата приводят и дургие примеры зверств. Но на сегодня хватит.

Источник: ЖЖ автора

 

Итак 

Есть восстание, которое называют Польским не только российские источники, но украинские, польские, англоязычные, - поскольку оно своей целью преследовало воссоздание в границах 1772 года Речи Посполитой (унитарная Rzeczpospolita Polska  с 1791 года). Некоторые лидеры повстанцев пытались заманить на свою сторону белорусов, доказывая им, что они от века живут на земле польской и едят хлеб польский. Религия большинства белорусов - православие - травилась, храмы жглись и разорялись, священников унижали, избивали, пытали и убивали. Всех несогласных с повесткой восстания и не выполняющих указания его руководства велено было вешать, мирные жители гибли сотнями и некоторые из них – в невероятных мучениях.

Кровожадность Калиновского, его протобольшевисткая классовая ненависть (даже к полякам, если они шляхтичи) и ориентация на преобразование восстания в гражданскую войну были противны и неприемлемы даже для других лидеров мятежа, что те и ставили ему на вид! Белорусы, у которых уже был не самый удачный опыт жизни под Польшей, фактически не поддержали повстанцев и сами всячески содействовали властям в разгроме и поимке инсургентов, о чем и говорят исторические документы.

Но нет – оказывается, «восстание Калиновского» все равно было белорусским, хоть сами белорусы об этом и не догадывались: потому что оно было «против царизма», пароль одной повстанческой группы в одном каком-то месте и в какое-то время был «Люблю Беларусь…», а сам Калиновский даже целое стихотворение на мове написал!.. А, вспомнил: повстанцы еще листовки разбрасывали, написанные по-белорусски, а не на средне-монгольском или высоком суахили, и священников казнили не так уж и много, а двое-трое-четверо из них (из 3 тысяч) даже примкнули к восстанию. И вообще Польша - это «совсем не Польша»...<

---------------------------------------------

Как вирусная картинка во всех сетях на патриотических страничках распространился скрин этой «побожной песни» - одной из версий гимна восстания. Все по-детски с восхищением репостили цитатку про «разнузданный царей», которые будут «как былинка сломлены судом Божим». Но я вот обратил внимание на другое: на восхищение избиением (убийством?) попов при попытке отнять Бога от схизмы» - Православия (см. последнюю строфу)

А вот преинтересная гравюра:  постанцы в патриотическом угаре сжигают церковь с ненавистной «цыбулиной». Исполненные любви к белорусскому народу и правильным шпилям, надобно полагать. Чтоб «схизматикам» легче было адаптироваться к грядущей Польше.

А вот как доходчиво и в образах искусства объяснялась необходимость любить "Жонд Польски" и заодно исполняться добродетелью молчания. Прокламация повстанцев, надпись на польском:  "Это ты, попик, будешь так висеть, если не исправишься. Если у тебя еще чешется язык брехать в церкви холопам бредни, то лучше наколи его шпилькой!! А вороны будут насыщаться твоим телом!!! Ах, какая же это будет позорная смерть???». Ума не приложу: и чего этим попам не нравится восстание, и что они имеют против Калиновского? Ты ж посмотри на них, а!...

---------------------------------------------

 

Эх, друзья. Поляки боролись за независимость. Восстание имело свой резон и было спровоцировано аграрной реформой, рекрутскими наборами, самим принципом организации империй и, конечно же, свободолюбием польского народа. Но любое подобное восстание – всегда игра ва-банк, и поляки на том историческом этапе проиграли. Я прекрасно понимаю мотивы польского народа в его борьбе. Идея независимости всех от всех – это моя личная идея, которой я живу. Смысл польского восстания в отвлечении от его методов – мне сочувственнен и не нуждается в объяснении.

Я также понимаю, что под какими знаменами бы ни воевал моральный дегенерат, совершенные им преступления в условиях военного времени будут однотипны. Знаю, были в составе повстанцев и достойные мужи, возможно, их было даже больше, чем об этом пишут сами польские историки. Но вот беда: никто из них (достойных и недостойных) в сложившихся условиях восстания не боролся за независимость Беларуси – они боролись и умирали за воссоздание Польши, хоть и будущее её устройство могли представлять по-разному и в своих действиях руководсвовоаться той или иной самостоятельностью по отношению к центру. Думаю, что некоторые повстанцы сейчас переворачиваются в гробах, слыша, что они, оказывается, погибли за независимое государство Беларусь.

В рассматриваемую нами эпоху белорусскому мужику было предложено Российскую империю поменять на Польскую. Но сервис и тарифы русских оказались для белорусов более предпочтительными – не то, чтобы они так сильно любили царя (белорусы – особый народ), просто уж лучше синица в руке, чем утка под кроватью: реальные подвижки в сторону простого люда, неплохо организованная российская пропаганда, да и опыт исторического прошлого, опять же... Белорусам предложили равенство в будущей Польше, говорите? Ага, никогда такого не было и вот опять... Не могу сказать, что национальная политка РИ до восстания была прекрасной, но в любом случае, белорусы и так уже не чувствовали себя ущемленными ни по отношению к полякам, ни по отношнеию к русским.

Повстанцы в своей агитации сделали ставку на массовое возвращение православных в унию, но просчитались: никому она особо не оказалась нужной, желающих в нее вернуться были единицы, а в целом религиозная политика восстания на территории современной РБ оказалась провальной, как и сегодня она провальная у некоторых оппозиционеров: как бы они ни ненавидели православие, но к религии большинства (тем более большинства!) нужно относиться поуважительнее, хотя бы внешне и притворно – при реальных планах на народную поддержку и вере в свою победу, конечно.
Заметим, что даже среди белорусских ксендзов повстанческая агитация не находила такого сочувствия, как среди жмудских и польских: они нередко отказывались читать манифест и принимать присяги, и часом сами католики и даже евреи на коленях умоляли инсургентов пощадить тех, кого те намеревались казнить, время от времени разделяя участь вместе с гонимыми. Мы не смотрим на это восстание как войну католиков против православных – мы видим в ней попытку использовать религиозную риторику одной конфессии против другой с целью возбуждения необходимого для поддержания бунта уровня накала страстей. И, к сожалению, видим аналогичные попытки и сегодня.

Само восстание и его последствия коснулись неблагоприятным образом для тутэйших латинян. И они - жертва. Поэтому, как пишут «Литовские Епархиальные Ведомости» тех времен, «Не для суда над католичеством и не для проклятий ему мы должны говорить. Пусть суд и проклятия останутся делом наших врагов несправедливых и неумолимых. Любовью и молитвою к Богу Искупителю, Утешителю и Просветителю, молитвою и любовью заплатим врагам нашим за пролитую кровь братий наших и за все наши слезы и страдания. Могуча сила любви и молитвы». Мир вам, братья-католики! Мы хотим строить с вами одну страну и один народ, и, даст Бог, у нас это получится – несмотря ни на что.

Мы говорим о национальном герое, а не о местночтимых героях отдельных групп. Для нас, например, преподобный Афанасий Брестский – герой. Для католиков герой – их митрополит Иосафат Кунцефич. Мы не навязываем им своего героя, а они нам – своего, и каждый остается при своих. Поэтому в масштабах всей нации «всебелорусская» кастомизация героического образа Калиновского – то же, что объявление всеобщими национальными героями Суворова или того же Муравьева. Это путь в никуда. И дело даже не в том, «хорошие» эти герои или «плохие», герои они или нет (это на самом деле вопрос для дискуссий), а объединяют их личности нацию или не объединяют. Калиновский в этой роли (только в ней) не объединяет, а разобщает – я стараюсь говорить просто и понятно: если вы хотите строить страну вместе с православными (я надеюсь, что вы вынуждено понимаете свою «обреченность» на этот сценарий), то не навязывайте Калиновского в качестве обязательного и конструктивного элемента идеологии нашей общей идентичности. Это также бестактно и провокативно, как навязывать иудеям образ Богдана Хмельницкого.

Всякая среда, культура, идея, и даже государство теряют для меня свое великое значение, если они посягают на мою веру, потому что Писание учит меня, что я должен прежде всего взыскать Царство Божие, и нет мне никакой пользы, если я весь мир приобрету, а душе своей наврежу. Игнорирование и действие наперекор религиозным интересам неокатоличенных белорусов неоднократно оборачивалось трагедией для ВКЛ и Речи Посполитой и просто жестко отворачивало православных от национальных интересов страны проживания в пользу других стран, гарантировавших их религиозные права. Не нужно наступать на одни и те же грабли! Возможно, это обоюдострое замечание, но история не учит только идиотов.

Я, опять же, ничего не имею против Польши, и даже больше скажу: некоторая часть моего сердца там – в том числе и потому, что я делал докторат в Варшаве и имею много приятелей среди поляков. Я скорее полонофил, и уж никак не полонофоб. И даже на вопрос «Кого любишь?» я готов ответить «Люблю и Польшу!», но боюсь, что придется оправдываться уже перед «азиатами»…
Я также против смертной казни (тем более, людей со справкой) и искренне рад тому, что Кастуся, наконец, похоронили согласно обрядам его религии. Попутно замечу, что БПЦ выступает за неприменение смертной казни, за выдачу тел родственникам, а также за достойное захоронение тел умерших.

В заключение я бы вот на что хотел обратить внимание в результатах бесед по теме предыдущего поста.
Я привел список казнённых повстанцев на территории современной Беларуси с указанием вменяемой им вины и услышал в ответ несколько вариантов обвинений уже в свой адрес (по отдельности или в разной комбинации). Я не буду их связывать с конкретными именами, все совпадения случайны:

1. «Вы фсе врети»
2. «Время было такое»
3. «Все так воевали»
4. «Они были пособниками»
5. «Цель того стоила, и без этого было нельзя»
6. «Не так много они и убили»
7. «Если бы не это, то было бы то-то или не было того-то»
8. «Калиновский лично никого не убивал»
9. «Агент, отрабатываешь деньги Кремля»
10. «Калиновского на тебя нет»
11. «БПЦ – враг белорусского народа, гнать, отобрать, поделить»
12. «К черту исторические детали – главное символ: Белорусский Че»

Я даже не буду проводить параллели в истории и методологии героизации Калиновского с героизацией всяких там бандер в некоторых странах постсоветского пространства. Я просто предложу представить, что речь идет не о деяниях Калиновского и его подначальных, а о Ленине-Сталине, и о деньгах не Кремля, а Госдепа и сионистов. Вы по-прежнему настаиваете, что такой образ мышления правилен? Серьезно?? Коммунисты, хотя бы, никого не обманывают и не притворяются. Может, и вы тогда будете как-то выражаться последовательнее и прямее – чтобы ваши знакомые, коллеги, фоловеры, избиратели четче представляли, с кем имеют дело. Вам, друзья, с таким осознанием императива гуманности не в Европу надо, а в некоторые другие регионы планеты.

Источник: ЖЖ автора

Сергей Лепин, прот.

Конфессии: 
Страны: 
Рубрыка: