Архиепископ Тадеуш Кондрусевич попрощался с Россией
19.10.2007Прощальная встреча архиепископа Тадеуша Кондрусевича с общественностью Москвы состоялась вечером 17 октября в культурном центре "Покровские ворота". Кондрусевич ответил на вопросы собравшихся и ведущего встречи, Сергея Бунтмана, заместителя главного редактора радио "Эхо Москвы". Эта встреча была посвящена переводу Тадеуша Кондрусевича с католической архиепархии Божьей Матери в Москве на Минско-Могилевскую кафедру Римско-Католической Церкви в Беларуси.
"Сложно ли в России быть католическим пастырем и христианином?" – этим вопросом Сергей Бунтман открыл встречу. В ответ Т. Кондрусевич сказал, что, несмотря на тысячелетнюю историю христианства в России, нельзя забывать, что Россия пережила семидесятилетний период преследования религии, насильственного насаждения атеизма, последствия чего ощутимы до сих пор. На это накладывается общемировая тенденция к секуляризму, к вытеснению религии на периферию общественной жизни. Поэтому, подытожил архиепископ, в России быть христианином особенно трудно. Впрочем, оговорился он, им трудно быть сейчас и во всем мире.
Тадеуш Кондрусевич рассказывал и об итогах своего 16-летнего служения в России. Архиепископ отметил, что ему пришлось начинать практически с нуля. Когда он был только назначен на кафедру в Москве в 1991 году, в России действовало всего лишь два католических храма. Однако за годы архиепископства Т. Кондрусевича были открыты десятки храмов, основана католическая семинария, создано католическое издательство, которое издало более шестисот наименований книг, в том числе и переведенный на русский язык Большой католический Катехизис. А на Совет епископских конференций России, прошедший в прошлом году, приехало 42 епископа и кардинала, хотя когда Т. Кондрусевич только начинал свою службу в Москве, по всей России служило всего несколько священников.
С Бунтман спросил: поменялось ли за эти годы качество диалога католической Церкви с российским обществом, с другими конфессиями? Т. Кондрусевич констатировал наличие положительных изменений. Если раньше католиков считали чуть ли не сектантами (так как из-за отсутствия действующих храмов им часто приходилось проводить службы в квартирах), то теперь такое восприятие католицизма ушло в прошлое.
Тем не менее, несколько раз за время встречи Т. Кондрусевич подчеркнул, что, несмотря на все его усилия, ему так и не удалось наладить хорошие отношения с Русской Православной Церковью Московского патриархата, хотя диалог всё же велся. Из всех религиозных конфессий в России, сказал архиепископ, самыми сложными так и остались отношения с РПЦ МП, и это, пожалуй, самое главное из того, что ему так и не удалось изменить за 16 лет своего архиепископства, хотя в других областях он достиг крупных успехов. Т. Кондрусевич выразил надежду, что его преемник по архиепископской кафедре сможет добиться большего.
Но, несмотря на эту ситуацию, Т.Кондрусевич повторил перед собравшимися то, что, по его словам, он сказал и при прощальном визите к митрополиту Кириллу (Гундяеву), председателю Отдела Внешних Церковных Связей МП: "К православной Церкви я относился и буду относиться с большой любовью".
Архиепископа спросили, как он относится к введению "Основ православной культуры" в российских школах. Он ответил, что Церковь должна заботиться о преподавании религии в школе, при условии, что уроки религии будут свободными (учащийся должен иметь возможность выбрать между уроками религии и уроками этики) и их смогут проводить все религиозные конфессии.
Т. Кондрусевич, в ответ на просьбу прокомментировать многочисленные обвинения католической Церкви в прозелитизме (ими во многом и объясняются натянутые отношения РПЦ МП и Римско-Католической Церкви), сказал, что католики не пришли обращать православных в католицизм. Случаев перехода православных в католицизм мало. "С 2002 г. в католическую Церковь перешло 500-600 человек, крещеных в православии . Мы специально считали. Это при населении 140 млн человек - ничтожная цифра ". Чаще всего к католичеству приходят некрещеные или невоцерковленные люди.
Много внимания на встрече было уделено и предстоящему служению Т. Кондрусевича в Беларуси. Архиепископ сказал, что католическая Церковь в Беларуси гораздо более сильна, чем в России. Около 15 % белорусского населения являются католиками. В деревнях сильны католические традиции. Более тридцати тысяч человек могут собраться на праздник в честь почитаемой иконы. В России такого он просто не может себе представить. Далее, заметил Т. Кондрусевич, в Беларуси отношения православия и католицизма значительно лучше, чем в России. Он проиллюстрировал это тем, что во многих белорусских деревнях, как он мог это наблюдать, рядом стоят католический и православный крест, а посередине – статуя девы Марии. Вообще, в Беларуси католическая Церковь динамичней, нежели чем в России. Единственно, что издательская деятельность там поставлена слабее, но это Т. Кондрусевич надеется исправить во время предстоящего архиепископства.
Т. Кондрусевич рассказал, что во время своей последней поездки в Беларусь он был принят уполномоченным по делам национальностей и религий, который подтвердил ему появившуюся информацию о желании белорусского руководства заключить с Ватиканом конкордат. Это, по словам прелата, явилось для него приятной новостью, так как в результате подобного конкордата (из стран на постсоветском пространстве он заключен пока лишь с Литвой) позиция католической Церкви в Беларуси может быть закреплена международными соглашениями.
На вопрос о том, жалеет ли Т. Кондрусевич о своем переводе в Беларусь, он ответил, что люди изменяются, а Церковь – остается, сам же он должен быть послушен воле священноначалия. Тем не менее, после всей встречи сложилось впечатление, что Т. Кондрусевич не очень сожалеет о своем переводе. В Беларуси, по его словам, он попадет в "качественно иную ситуацию", нежели чем в России. После 16 лет своего архиепископства в России архиепископ Тадеуш Кондрусевич станет, по его мнению, служить в лучшем религиозном климате.
Александр Храмов
для "Портала–Credo.Ru"
Крыніца:
Апошнія навіны