ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО И КАТОЛИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Конфессиональная ситуация в Беларуси во второй половине XIX - начале XX вв., как и ранее, была достаточно напряжённой. Между православным и католическим духовенством шла постоянная борьба за влияние на религиозную и общественную жизнь. Обе стороны, помимо стремления увеличить свою паству, преследовали и политические цели. Православная церковь активно выступала за общерусское единство и содействовала проведению в западных губерниях Российской империи политики деполонизации. Католический костёл, в свою очередь, выступал за восстановление Речи Посполитой, за сохранение и расширение здесь польского влияния. Поэтому противостояние православной церкви и католиче­ского костёла носило здесь не столько религиозный, сколько религиозно-политический характер, тесно переплетаясь с борьбой польского и русского элементов на белорусских землях.

Сложные взаимоотношения православного и католического клира оказывали негативное влияние на взаимоотношения верующих, являлись причиной частых споров и конфликтов на религиозной основе. Последние возникали в основном в связи с переходами верующих из одного христианского вероисповедания в другое, с заключением смешанных браков, являвшихся способом склонения одного из супругов либо детей в иную веру.

Наиболее точную оценку происходящего в религиозной жизни Беларуси данного периода дал М.Коялович. «При том сильном смещении вероисповеданий, какое там есть, - отмечал он, - и при той страстности во взаимных отношениях двух главных вероисповеданий этой страны - православного и латинского, какая там развита историей и современными ошибками обеих сторон, в западной России то и дело обнаруживается, что, то латиняне перетягивают к себе православных и употребляют для этого незаконные средства, то православные обращают в свою веру латинян подобными же способами, и главное, почти в каждом подобном случае обнаруживается неустанная, страстная борьба между последователями обоих вероисповеданий» [4, с. 46].

Переходы верующих из одного христианского вероисповедания в другое в белорусских губерниях имели место на протяжении всего рассматриваемого периода. Однако массовый характер они приобрели под влиянием значительных политических событий (после поражения восстания 1863 года, в связи с объявлением в 1905 году свободы вероисповедания).

Во второй половине 60-х - начале 70-х годов XIX века в западных губерниях России интенсивно происходили переходы верующих в православие. В основном православие принимали те, кто сам либо его предки ранее были православными, но затем, в силу ряда обстоятельств, попали под католическое влияние. «Присоединившиеся, - отмечал литовский митрополит Иосиф, - были большею частью русского происхождения, совращённые некогда в латинство из православия или из унии» [2, с. 461]. Под впечатлением событий начала 1860-х годов, а также в связи с ростом авторитета и влияния православной церкви в обществе они возвращались к вере своих предков.

За несколько лет после восстания 1863 года в белорусско-литовских губерниях православие приняли 67 тысяч человек. Временами переходили целыми семьями или даже приходами [13, с. 20]. Большинство перешедших составляли крестьяне. Однако нередко переходили и представители знатных сословий. В Литовской епархии, например, православными стали князья Радзивил и Любецкой, помещики Лапотинский, Белецкий, Биспинг, многие чиновники, четыре ксендза и т.д.

Во многих случаях в связи с переходами возникали споры. В административные учреждения поступали жалобы от духовных лиц и верующих обеих религий на злоупотребления при переходах. Особый резонанс в печати и широкую общественную огласку получило дело под названием «Свислочская смута». В конце 60-х - начале 70-х годов православный священник м. Свислочь Волковысского уезда А.Гамалицкий развернул там кампанию за массовое присоединение католиков к православию. По совету местного ксендза несколько человек в 1871 году написали жалобу о том, что Гамалицкий, добиваясь перехода, использует противозаконные методы и прибегает к насилию в сфере религии. Судебное следствие по делу затянулось на длительное время. Дело закончилось тем, что генерал-губернатор лишил священника прихода, хотя Литовская консистория, как высший церковный орган, которому подчинялся Свислочский приход, постановила считать действия Гамалицкого законными и выделила ему новый приход - Слонимский [3, с. 47 - 49].

В начале XX века, после объявления веротерпимости, когда массовый характер приняли переходы из православия в католицизм, отношения ещё более осложнились. В циркуляре Департамента духовных дел МВД от 5 июля 1905 года, направленного губернаторам западных губерний, отмечалось, что «одним из … опасных явлений нельзя не считать заметно выражающееся в последнее время, главным образом, в сельских местностях, религиозно-церковное брожение на почве антагонизма католиков к православным под влиянием превратного толкования местным католическим населением … указа о веротерпимости» [5, л. 12 об].

Переходы из православия в католичество, вызванные различными обстоятельствами (заключением смешанных браков, давлением родственников, влиянием духовенства и др.), зачастую приводили к внутрисемейным конфликтам. Так, в 1908 году в канцелярию гродненского губернатора поступило донесение о том, что крестьянин Жуковский нанес своему сыну побои и совершает над ним разные насилия за то, что последний не соглашается перейти в католичество [7, л. 35]. Подобного рода дела были распространенным явлением [см. 6].

Напряжённость во взаимоотношениях вероисповеданий также создавали смешанные браки. В разных регионах Беларуси их количество отличалось, что было обусловлено конфессиональным составом населения. Об этом свидетельствуют сохранившиеся данные о распределении разноверных браков по городам и уездам Могилёвской губернии за 1862 год. Согласно им, самый высокий процент смешанных браков приходился на Оршу (15 % от общего числа всех браков за год) и Сенно (13,6 %), где католиков было больше, чем в иных населённых пунктах губернии. В то же время в Гомеле брачные пары с разной конфессиональной принадлежностью мужа и жены составили лишь 7,8% [12, с. 87 - 88].

В Виленской и Гродненской губерниях смешанных браков было больше. В 1861 году в Гродненской губернии зафиксировано 7528 браков, в том числе 569 смешанных между православными и неправославными христианами (7,56 % от их общей численности). Больше всего их было в губернском центре. Все браки в соответствии с законодательством заключались по православным канонам.

Смешанные браки в целом были не частым явлением. Боязнь «совращения» верующих из одного вероисповедания в другое приводила к их резкому неприятию, как православной, так и католической церковью. Кроме того, некоторые отличия жизненных устоев, связанные с принадлежностью к разным вероисповеданиям, временами были основанием для враждебного отношения к таким бракам в среде самих верующих со стороны родных и близких. Нe приветствовалось заключение разноверных браков и властью. Особенно негативным было отношение к бракам русских чиновников с католичками [1, с. 85, 96].

Достаточно жёсткой по отношению к смешанным бракам была позиция католического духовенства. Это вызвано, главным образом, существовавшим до 1905 года запретом перехода из православия в иные вероисповедания, в связи с чем смешанные браки должны были освящаться по православным обрядам, а детей от них следовало крестить и воспитать по правилам православной церкви. Для католического духовенства это означало потерю части верующих. Поэтому ксендзы всячески препятствовали этому: либо не давали разрешения на такие браки, либо сами совершали бракосочетания католиков и православных тайно, а также тайно крестили детей от смешанных браков по обрядам своей религии. Достаточно распространённым явлением был отказ исповедовать своих прихожан, состоящих в браках с православными.

Так, настоятель одного из костёлов Виленского уезда Я.Росинский отказался выдать крестьянину-католику свидетельство на вступление в брак с девицей православного исповедания, а позже отказался «напутствовать, а затем и хоронить крестьянку за то, что она была замужем за православным» [8, л. 6-6 об]. Подобным недостойным для духовного лица методом действовал и настоятель Наревского костёла Бельского уезда Гродненской губернии ксёндз И.Саросек, отказывавшийся либо уклонявшийся исповедать лиц католического вероисповедания, состоявших в браках с православными. Например, мещанка г. Нарева М.Снарская восемь раз безуспешно обращалась к ксендзу с просьбой исповедовать ее [9].

В то самое время в нарушение действующего законодательства католическими священниками совершались обряды в отношении православных верующих. Так, настоятель Шудяловского костёла Гродненской губернии ксёндз Петкевич 25 марта 1908 г. без ведома и согласия отца, православного из д. Ровка, окрестил его сына. При этом «ксёндз настойчиво уговаривал крестьянина перейти в католичество, обзывая при этом его, как православного «отщепенцем» и доказывая, что только переход может спасти его душу» [10, л. 19]. В 1876 году были наложены взыскания на двух ксендзов Слонимского уезда Гродненской губернии В.Гриневича и Р.Тарасовича, которые обвенчали лиц православного и католического вероисповеданий [10, л.191].

Не приветствовались разноверные браки и православной церковью. В начале XX века, после провозглашения веротерпимости, отношение православного духовенства к смешанным бракам вообще стало негативным. На миссионерском съезде Полоцкой епархии (1908 г.) была принята резолюция о вреде таких браков для православия. Решением Минской духовной консистории от 21 декабря 1913 года смешанные браки православных с католиками были запрещены, так как считалось, что «таковые смешанные браки в последнее время избираются католиками главным и удобным средством совращения в свою латинскую ересь». В документе отмечалось, что смешанные браки являются главной причиной (в 90 % случаев) переходов из православия в католицизм, а их количество в Минской губернии - самое большое по сравнению с другими западными губерниями. Поэтому минский епископ принял решение, что «совершение... смешанных браков православных с католиками… не благословляется» [11, л. 6]. Этот указ был разослан во все благочиния Минской епархии.

Основания для беспокойства у православного духовенства действительно были. Переходы в католичество после 1905 года приняли массовый характер, и в большинстве случаев были обусловлены заключением смешанных браков. Так, могилёвский уездный полицейский исправник в январе 1906 года представил сво­ему губернатору список лиц, перешедших из православия в католицизм, где со­общалось, что практически все перешедшие принадлежат к семьям, в которых кто-либо из родственников является католиком. Об этом же писал и Холмский митрополит Евлогий (Георгиевский). «Упорствующие (их было около 100000) , - отмечал православный священнослужитель о бывших униатах, - хлынули в костёлы, увлекая за собой смешанные по вероисповеданиям семьи» [1, с. 94 - 95].

Таким образом, переходы верующих из одного христианского вероисповедания в другое, а также заключение смешанных браков являлись главными факторами напряжённости во взаимоотношениях православной и католической конфессий. Такая ситуация была обусловлена соперничеством православного и католического духовенства, а также этно-конфессиональной политикой властей, её непоследовательностью и противоречивостью.

Список источников и литературы

1. Горизонтов, Л.Е. Парадоксы имперской политики: поляки в России и русские в Польше (XIX - начало XX в.) / Л.Е. Горизонтов. - М.: Индрик, 1999.

2. Записки Иосифа, митрополита Литовского. В 3 т. Т. 3.- СПб., 1883.

3. Коялович, М.О. Свислочская смута / М.О. Коялович // Церковный вестник. - 1890. - № 47 - 49.

4. Литовские епархиальные ведомости за 1880 год. - Вильно, 1881.

5. Национальный исторический архив Беларуси (далее НИАБ) в г. Гродно. - Ф. 1. - Оп. 18. - Д. 1031.

6. НИАБ в г. Гродно. - Ф. 1. - Оп. 18. - Д. 1031а.

7. НИАБ в г. Гродно. - Ф. 1. - Оп. 18. - Д. 1285.

8. НИАБ в г. Гродно. - Ф. 1. - Оп. 18. - Д. 1349.

9. НИАБ в г. Гродно. - Ф. 1. - Оп. 9. - Д. 436.

10. НИАБ в г. Гродно. - Ф. 1. - Оп. 18. - Д. 1170.

11. НИАБ в г. Минске. - Ф. 96. - Оп. 8. - Д. 595.

12. Памятная книжка Могилевской губернии на 1863 год. - Могилев, 1863.

13. Яноўская, В.В. Хрысціянская царква ў Беларусі 1863 - 1864 гг. / В.В. Яноўская. - Мн., БДУ, 2002.

Сайт Pawet: Хрысціянства у гістарычным лёсе беларускага народа. Частка 1. 2009

Линкевич В.Н.

Рубрыка: