ПЛАНЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛИТОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ В ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛЬГЕРДА

Литовская православная митрополия, учрежденная при великом князе Гедимине (в период с 1315 по 1319 г., когда на византийском престоле находился император Иоанн Гликис), впоследствии стала одной из трех митрополий на восточнославянских землях наряду с Киевской и Галицкой. Как раз в это время киевский митрополит Петр перенес кафедру из Киева в Москву, что, очевидно, расходилось с интересами правителей ВКЛ. В этой ситуации Гедимин и решил добиваться образования отдельной литовской митрополичьей кафедры для своих земель.

До нас не дошло достоверных исторических сведений об именах первых литовских митрополитов. Но в константинопольских актах сохранилось свидетельство, что в столице империи на одном из соборов присутствовал некий Феофил, названный «митрополитом литовским» (1329 г.) [1, с. 89], возможно, именно он занимал кафедру первым. После смерти Феофила в Константинополе не торопились назначать ему преемника. Историк церкви А.В. Карташев приводит интересную выдержку из патриаршего списка архиерейских кафедр времен Андроника Старшего (1282-1328 г.): «Эта митрополия, раз учрежденная при императоре Андронике Старшем, охотно возводившем епископии на степень митрополий, потом совершенно упразднилась частию по тому, что в Литве христиан слишком мало, частию по тому, что этот народ по соседству с Русью может быть управляем русским митрополитом» [2, с. 314].

Несколько позже, в 1337 г., вероятно, при содействии великого князя Гедимина в Константинополе получил посвящение некий «преосвященный галицкий архиерей». Можно предположить, что великий князь, опровергая приведенные тезисы о малочисленности литовских христиан, попытался объединить земли Галицкой и Литовской митрополий под властью одного митрополита.

В 1345 г. митрополит киевский и всея Руси Феогност, резиденция которого находилась в Москве, воспользовавшись тем, что в константинопольской Софии обрушилась апсида, отправился в патриаршую столицу и, задобрив патриарха пожертвованиями, добился от него постановления об упразднении Галицкой митрополии. В этом постановлении, в частности, говорилось следующее: «Посему имеют опять подчиняться митрополии святейшие епископии, находящиеся в стране малой России, именуемой Волынью, как то: Галичская, Владимирская, Холмская, Перемышльская, Луцкая и Туровская, и это постановление, как древнее и справедливое, и совершенно основательное, и направленное к пользе многочисленного народа, и поистине необходимое для его мира и единомыслия, будет принято без перемены и святейшими патриархами после нас» [3, с. 122 - 123].

Великий князь Ольгерд стал продолжателем политики своего отца Гедимина по укреплению позиций государства в соперничестве с Московским княжеством за лидерство на русских землях: ему удалось предпринять три военных похода ( 1368, 1370 и 1372 гг.) и три «духовных» похода на Москву, т.е осуществить три попытки получить отдельного митрополита для подвластных ему земель. В ходе исторических событий на литовскую кафедру последовательно выдвигались три человека: Феодорит, Роман и Киприан, ставший впоследствии митрополитом киевским и всея Руси.

К 1350 г. в состав ВКЛ входили обширные восточнославянские земли, населенные православными. В 1352 г. мы впервые встречаемся с личностью Феодорита, которого Ольгерд посылает в Константинополь для посвящения в сан литовского митрополита. О происхождении Феодорита практически ничего не известно. Ольгерд пытался добиться его поставления при живом митрополите киевском Феогносте, что, естественно, не могло найти положительной реакции в столице империи. Тогда Феодорит, воспользовавшись каноническим раздором между Константинополем и Тырново, получил посвящение от болгарского патриарха. Прот. И. Мейндорф на этот счет заметил: «Последствия этого акта, подразумевающего договоренность Литвы, Болгарии и, возможно, Сербии, могли быть очень серьезными, вплоть до отделения русской митрополии от Константинопольского патриархата. Можно предположить, что Ольгерд намеревался установить автокефальную церковь, потому что вряд ли русские или болгары считали возможной постоянную каноническую зависимость русской церкви от Тырновского патриархата. В любом случае, такой удар был бы весьма болезненным для обедневшей и разделенной Византии, как в экономическом, так и в политическом отношении» [4, с. 78].

Феодорит пребывал на кафедре около двух лет. Согласно свидетельствам источников, он притязал на стратегически важную киевскую епархию («разбойнически и вместе тирански присвоил себе Киев и находился в нем») [5, c. 352], кроме того, на его сторону даже хотел склониться новгородский епископ Моисей. В ответ на такие дерзкие антитканоничные действия константинопольский патриарх низложил и отлучил Феодорита [5, с. 350].

Вскоре в Византии произошла смена власти: на императорский престол при поддержке генуэзцев взошел Иоанн V Палеолог, а на патриарший - Филофей Коккин. После этого в Константинополе пытались проводить политику по сохранению баланса политических сил княжеств русских земель, что благоприятствовало Ольгерду. Он оставил Феодорита и выдвинул нового кандидата в митрополиты - Романа, родственника своей второй жены Иулиании (родом из Твери). В результате - Роман был посвящен патриархом в сан «митрополита литовского» («μητροπολίτης Λιτβών») (это произошло около 1354 г.), в то время как Алексий стал митрополитом киевским и всея Руси. Далее история складывалась из цепи последовательных конфликтов между двумя «русскими» митрополитами, апеллировавшими к Константинополю как к третейскому судье. Не трудно догадаться, кто выступал инициатором всех этих раздоров. Роман, подобно своему предшественнику по кафедре, предпринял попытку захватить Киев, где совершал хиротонии и литургии. Для расследования споров между митрополитами из Константинополя были отправлены послы, но им так и не удалось выполнить свою миссию, так как Роман неожиданно скончался в 1362 г.

«Митрополичья тяжба» оставила после себя неприятное впечатление в столице Византийской империи. Для сглаживания ее последствий патриарх Филофей призывал Ольгерда примириться с митрополитом Алексием. Но Ольгерд был готов пойти на примирение только в том случае, если святитель будет жить в Киеве. Однако такой ультиматум был неприемлем для патриарха, и в 1364 г. он принял синодальное определение «о единстве русской митрополии»: «И так настоящая наша сигиллиодская грамота повелевает, чтобы Литовская страна и все то, что есть в ней самой и находится под ее властью, поступило под власть Киевской митрополии, и, сделавшись с этого и на все последующее время ее епископиею, должны признавать своею митрополиею Киев, в котором должен рукополагаться епископ для нее и должны по-прежнему входить в пределы Киевской митрополии» [5, 525-527]. Но эта грамота так и не была опубликована, по свидетельству исследователей она вошла в реестр патриарших актов в перечеркнутом виде.

Такое решение патриарха не устраивало Ольгерда, который отправил в столицу грамоту с требованием особого митрополита для подвластных земель. После этого на русские земли с «миротворческой» миссией был отправлен апокрисиарий Иоанн, но его деятельность, несмотря на привезенные послания, фактически не дала положительного результата. Спустя девять лет патриарх повторно отправил своего посла иеромонаха Киприана для разрешения указанной тяжбы. Болгарину Киприану также не удалось добиться успеха, но он пришел к парадоксальному выводу о том, что земли ВКЛ и Галича не могут подчиняться единому московскому церковному центру. Сложно сказать, что побудило его сделать такое умозаключение: деятельность Ольгерда или же сам патриарх допускал такое решение проблемы, как исключительную меру, и дал соответствующие инструкции Киприану. Историк Т.В. Барсов писал, что Ольгерд составил специальную грамоту патриарху, в которой требовал посвящения Киприана, а иначе грозился обратиться к Римской церкви за митрополитом [6, с. 403]. Этот сильный аргумент подействовал, и в результате Киприан был посвящен в сан литовского митрополита с тем условием, что по смерти Алексия он займет киевскую кафедру, объединим тем самым всю русскую церковь под своим началом. Великий князь Ольгерд умер в 1377 г., и Киприану так и не удалось стать полноправным митрополитом литовским. Эта был третья попытка Ольгерда получить митрополита для подвластных ему земель.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Великий князь литовский Ольгерд в борьбе за первенство на русских землях претворял в жизнь хорошо продуманный план действий, одним из пунктов которого было образование отдельной кафедры со своим митрополитом. Великий князь предпринял три попытки получить собственного митрополита. Первым был Феодорит, о личности которого имеются довольно скудные сведения, но, насколько можно судить, он был человеком с некоторым духом авантюризма. Его дерзкое посвящение в Тырново (вопреки церковным канонам) и захват киевской кафедры характеризуют его как довольно смелую и решительную личность. По-видимому, его честолюбивые планы по получению духовной власти только отчасти совпадали с планами Ольгерда по получению власти политической. Феодорит сделал довольно смелые, если не сказать отчаянные, шаги и, потерпев неудачу, вынужден был уйти с политической арены. Вторым ставленником Ольгерда был родственник его жены Роман, по-видимому, более зависевший от политических амбиций князя. Он также покусился на древнюю киевскую кафедру и был замешан в скандальной истории о гонениях на христиан в городе Алексине. Но он пробыл у власти совсем недолго. И, наконец, последний литовский митрополит Киприан, окончательно «исправил ошибки» своих предшественников, став, уже после смерти Ольгерда, митрополитом киевским и всея Руси. Из всех кандидатов, как представляется, лишь Киприан был умелым дипломатом, сумевшим привести к согласию разрозненные политические силы. Появление фигуры Киприана не случайно: для этой сложной миссии его выбрал сам патриарх Филофей, хорошо изучивший тонкости московско-литовских отношений.

2. Церковным и политическим планам Ольгерда не суждено было осуществиться в полной мере. Как известно, историческое первенство на русских землях перешло к Московскому княжеству, а киевский митрополит с резиденцией в Москве стал предстоятелем русской церкви. Однако особенно интересно изучение, незаслуженно забытых, церковных и политических акций великого князя Ольгерда, поскольку оно может пролить свет на многие темные страницы истории.

3. Феномену образования и существования Литовской митрополии уделяется мало внимания в историографии. Слабо изучена и политика великого князя Ольгерда в отношении Православной церкви, широко использовавшего рычаги церковной дипломатии. Кроме того, дополнительной проработки требуют вопросы взаимоотношений Константинополя и Вильно, так как исследователи традиционно уделяли больше внимание проблемам отношений Москвы и Константинополя, Москвы и Вильно, а литовско-византийский вектор зачастую ускользал из их поля зрения.

Список источников и литературы

1. Афанасий (Мартоc), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / архиеп. Афанасий (Мартос). - Минск: Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви, 1990. - 300 с.

2. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви / А.В. Карташев - М.: Терра, 1997. - Т.1. - 570 с.

3. Тальберг, Н.Д. История Русской Церкви / Н.Д. Тальберг - М.: Изд. Сретенского монастыря, 1995. - 925 с.

4. Мейендорф, И., прот. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке / прот. И. Мейендорф. - Париж : YMCA-Press, 1990. - 371 с.

5. Acta patriarchatus Constantinopolitani MCCCXV-MCCCCII e codicibus manu scriptis bibliothecae Palatinae vindobonensis: 2 vol. / F. Miklosich, I. Müller. - Wien, 1975. - Vol. 1 / F. Miklosich, I. Müller. - 1975. - 607 p.

6. Барсов, Т.В. Константинопольский патриарх и его власть над Русской церковью / Т.В. Барсов. - СПб., 1996. - 540 с.

Сайт Pawet: Хрысціянства у гістарычным лёсе беларускага народа. Частка 1. 2009

Голубев О.Е.

Рубрыка: