ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОТЕСТАНТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ В 1921-1939 гг.

Конец ХIХ - начало ХХ в. характеризовались общим подъёмом протестантского движения, активизацией деятельности протестантских организаций. В начале века в Америке появились новые протестантские вероучения. Постепенно подъём протестантского движения всё больше охватывал европейские страны. Белорусские земли также не остались без внимания протестантов.

Географическое и политическое положение Беларуси в конце ХIХ - начале ХХ в. обусловило, во-первых, более позднее развитие новых протестантских деноминаций (евангельско-баптистские направления, пятидесятничество, адвентизм, методизм), чем в европейских странах; а, во-вторых, обеспечило проникновение протестантских идей по двум направлениям: из Российской империи (русский и украинский протестантизм), а также с немецкой стороны - через польские и западноукраинские земли (преимущественно через немецкое осадничество и деятельность польских протестантских организаций). При этом особую роль в проникновении новых протестантских вероучений (в особенности евангельско-баптистских деноминаций) сыграло соседство с украинскими землями, где в конце ХIХ - начале ХХ в. оформились крупнейшие центры баптизма - Одесса и Екатеринославль; а также соседство с Польшей, куда через немецкие земли проникал протестантизм. Он активно распространялся в центральных и восточных районах Польши.

Важный этап в развитии новых протестантских течений начался в 1921 г. Он характеризовался быстрым ростом количества общин и адептов нового вероучения, созданием организационной структуры белорусского протестантизма. Присоединение Западной Беларуси к Польше вывело белорусские общины из сферы влияния российских протестантских центров, и белорусский протестантизм попал в сферу влияния европейских религиозных организаций. Иностранные (как европейские, так и американские) религиозные организации начали активно участвовать в распространении протестантизма на белорусских землях и в Польше в целом.

Во-первых, на белорусские земли возвратились реэмигранты, которые приняли в эмиграции протестантское вероучение, получили религиозное образование и были направлены на служение в родные края. По возвращении они начали активно действовать на местном уровне: распространяли вероучения среди местного населения, создавали поместные общины, становились их руководителями (пресвитерами), активно работали над созданием организационной структуры белорусского и польского протестантизма [1, 2345, л. 1-11].

Во-вторых, с начала 1920-х гг. в Западной Беларуси стали действовать иностранные религиозные организации. В 1920 г. в Польшу приехала Миссия методистов (Methodist Mission of America Committee for Poland) - экспозитура Южноамериканского костёла методистов, созданная в том же году для оказания помощи жертвам Первой мировой войны [5, д. 1413, л. 87-91]. Миссия начала с гуманитарной деятельности, но постепенно перешла к открытой религиозной пропаганде своего вероучения. С 1921 г. в Западной Беларуси начала действовать Международная Христианская Миссия, представителем которой в Польше был реэмигрант К. Ярошевич [12, с. 28-29]. Миссия относилась к направлению Церкви Христовой.

В связи с разделом Беларуси по условиям Рижского мирного договора на западную и восточную части, присоединением Западной Беларуси к Польше, активными антирелигиозными кампаниями в Советской России и созданием «железного занавеса» в 1929 г. произошло изменение ориентации белорусского протестантизма. Если до начала 1920-х гг. развитие протестантизма (главным образом баптистских направлений) находилось в зависимости от развития данных организаций в Российской империи и было ориентировано в основном на российские и украинские центры, то с начала 1920-х гг. произошло изменение вектора белорусского протестантизма на Запад.

Прежде всего это проявилось при формировании организационной структуры белорусского протестантизма, которое в 1920-1930-х гг. проходило в контексте создания общепольской структуры протестантизма. Баптистские общины в 1921 г. вошли в состав «Союза славянских общин баптистов» в Польше, находящегося в структуре Северной Конвенции баптистов с центром в Лондоне [12, с. 34]. Немногочисленные адвентистские общины Западной Беларуси с начала 1920-х гг. были практически поглощены Союзом адвентистов седьмого дня в Польше, который вышел из подчинения киевского адвентистского центра. В структуре Союза в 1931 г. миссионерские поля Западной Беларуси вошли в «Управление Союза АСД в Восточной Польше» с центром в Луцке, которое охватило Волынь, Виленское, Белостокское, Полесское и Новогрудское воеводства [10, с. 68-69].

Пятидесятническое движение в Западной Беларуси межвоенного периода было представлено двумя направлениями: Евангельские Христиане в Духе Апостольском (центральная община в д. Страдечи Полесского воеводства [2, д. 2313, л. 67]), ориентированные на российский центр движения в Петрограде, и Христиане веры Евангельской (ХВЕ). Созданный в 1928 г. «Союз общин ХВЕ» объединил русские, украинские, польские и немецкие общины ХВЕ. Он находился в структуре Восточноевропейской миссии всемирного пятидесятнического объединения Ассамблеи Божией [3, с. 19].

Общины евангельских христиан после непродолжительного объединения с баптистами вошли в состав двух организаций: «Союз славянских общин евангельских христиан и баптистов» под патронатом Всероссийского союза евангельских христиан [11, с. 51] и «Товарищество взаимной помощи евангельских христиан», которое являлось представительством Русского миссионерского общества с центром в Лондоне - отделения Всероссийского союза евангельских христиан [7, с. 215]. Третье направление евангельско-баптистского движения - Церковь Христова (Объединение церквей Христовых евангельского вероисповедания в Польше) [8, с. 16] - было единственной независимой белорусской организацией. Оно формально не подчинялось ни одному иностранному центру, хотя и имело тесные связи с американскими церквями данного направления

Поворот вектора белорусского протестантизма на Запад, институционализация белорусского протестантизма, вхождение белорусских общин в состав польских и европейских организаций расширили сферу их деятельности, создали возможность международного сотрудничества, позволили иностранным организациям активно участвовать в развитии протестантизма в Западной Беларуси.

Участие иностранных организаций в развитии белорусского протестантизма проявлялось несколькими способами: приезд иностранных миссионеров (активно до 1926 г. и в единичных случаях после); оказание финансовой помощи (в основном для благотворительных организаций, в отдельных случаях на содержание общин максимальная сумма составляла 60 долларов в месяц) [2, д. 2314, л. 11]; издание религиозной литературы (крупнейшее издательство «Компас» в Лодзи было создано Международным трактатовым обществом). Кроме того, белорусские протестанты получили возможность обучения в иностранных религиозных институтах: в Библейской школе, а с 1935 г. в Библейском институте в Гданьске (за три года школу окончил 271 полесский служитель; курсы проводились по поручению Восточно-европейской миссии), в немецкой школе «Biblichule fur innere undaussere mission Ulieclenest Reinlaud» в Берлине, в Риге в Latvidas Missiones un Bibles skola. Стоимость обучения покрывалась из заграничных миссионерских средств [4, с. 88-90]. Со стороны белорусских организаций сотрудничество с европейскими центральными организациями проявлялось в участии в международных съездах и конференциях (в 1930 и 1935 гг. представители Объединения церквей Христовых К. Ярошевич и Е. Сацевич выступали с докладами на международных конгрессах Церквей Христовых в Вашингтоне и Лейцестере) [17, с. 14].

Тесные связи белорусских и иностранных протестантских организаций вызывали сильную обеспокоенность органов государственной власти, которые опасались усиления активности национальных и религиозных меньшинств с помощью иностранных средств. Ещё в 1922-1923 гг. в переписке Министерства вероисповеданий и общественного просвещения (МВиОП) с воеводами «восточных окраин» подчёркивалась необходимость борьбы с религиозными группами, связанными с иностранными центрами, так как они могут пропагандировать антигосударственные лозунги и содействовать усилению национальных меньшинств [8, с. 315].

Такая позиция государства проявилась в запрещении с 1924 г. благотворительной деятельности иностранных религиозных организаций [6, с. 119]. С 1926 г. работникам дипломатических представительств было предписано не выдавать иностранным миссионерам въездных виз без непосредственного согласования с министерством [8, с. 256]. Данная политика ограничила сотрудничество с международными организациями. Протестантские организации были вынуждены вывести из своего руководства иностранных граждан, и в начале 1930-х гг. протестантские организации провозглашали свою независимость от иностранных центров.

Таким образом, развитие протестантизма в Западной Беларуси в конце ХХ - первой половине ХХ в. -естественный процесс развития европейского протестантизма. Появление новых протестантских вероучений тесно связано с развитием этого движения в Западной Европе и России и проходило по двум направлениям: из Российской империи (в основном через соседние украинские земли) и через европейские страны Германию и Польшу.

Политические события в Западной Беларуси в начале 1920-х гг. изменили ориентацию белорусского протестантизма на Запад. Развитие движения в 1921-1939 гг. проходило в контексте развития польского протестантизма. Для данных территорий характерно отсутствие (за редким исключением) независимых национальных белорусских организаций. Большинство организаций объединяло как украинские, так и белорусские общины и входило в систему польского, а через него и европейского протестантизма.

Это укрепило международные связи белорусского протестантизма, активизировало деятельность белорусских общин и, в конечном итоге, способствовало активному развитию протестантизма в Западной Беларуси в межвоенный период.

Cписок источников и литературы

1. Государственный архив Брестской области (ГАБО). - Ф. 1. - Оп. 2.

2. ГАБО. - Ф. 1. - Оп. 3.

3. Дьяченко, О. Пятидесятники в Беларуси / О. Дьяченко // Гуманiтарна-эканамiчны веснiк. - 1992. - № 3. - С. 18-24.

4. Лисовская, Т.В. Религиозно-просветительская деятельность протестантских организаций на территории Полесья в 1921-1939 гг. / Т. В. Лисовская // Трансфармацыя культуры і грамадства беларускага Палесся: мінулае, сучаснасць, перспектывы: матэрыялы міжнароднай навуковай канферэнцыі, 15-16 сакавiка 2002 г. - Брэст: БрДУ iмя А. С. Пушкiна, 2003. - С. 86-92.

5. Archiwum Akt Nowych, MWRiOP.

6. Bednarczyk, K. Historia zborów baptystów w Polsce do 1939 r. / K. Bednarczyk. - Warszawa: Słowo Prawdy, 1997. - 368 s.

7. Kołodziej, W. Kościół Chrystusowy w Polsce / W. Kołodziej. - Warszawa: Nakład Zjednoczenia Kościołów Chrystusowych w Polsce, 1948. - 32 s.

8. Krasowski, K. Zwiazki wyznaniowe w II Rzeczypospolitej: studium historycznoprawne / K. Krasowski. - Warszawa-Poznań: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1988. - 354 s.

9. Łyko, Z. Kościół Adwentystów dnia siódmego: historia, nauka, ustrój, posłannictwo / Z. Łyko. - Warszawa: Znaki czasu, 2000. - 523 s.

10. Modnicka, M. Kościół Ewangelicznych Chrześcijan w Polsce jako kościół wyboru / M. Modnicka. - Kraków: Nomos, 2000. - 343 s.

11. Tomaszewski, H.R. Wyznania typu ewangeliczno-baptystycznego, wchodzące w skład Zjednoczonego Kościoła Ewangelicznego w latach 1945-1956 / H.R. Tomaszewski. - Warszawa: ZIS. - 216 s.

Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народу. Пад рэд. Марозавай С.В., Ярмусік Э.С., - ГрДУ, Гродна, 2008.

Лисовская Т.В.

Рубрыка: