Обращение к 17-му Пленарному заседанию Папской Академии социальных наук, посвященному свободе религии

 

Ее Превосходительству профессору Марии-Анне Глендан

Председателю Папской Академии социальных наук

 

Я рад приветствовать Вас и членов Папской академии социальных наук на Вашем семнадцатом пленарном заседании на тему «Универсальные права в мире разнообразия: касательно религиозной свободы».

Как я уже наблюдал во многих случаях, истоки западной христианской культуры по-прежнему глубоки, именно культура дала жизнь и место для свободы религии и продолжает питать гарантированные Конституцией свободу религии и свободу вероисповедания, которыми многие сегодня пользуются. Благодаря в немалой степени их систематическому нарушению со стороны атеистических режимов ХХ века, эти свободы были признаны и закреплены международным сообществом во Всеобщей Декларации прав человека ООН. Сегодня эти основные права человека снова оказались под угрозой со стороны взглядов и идеологий, которые препятствовали бы свободе выражения религии. Таким образом, задача по защите и поощрению права на свободу религии и свободу вероисповедания должна быть поставлена еще раз в наши дни. По этой причине, я благодарен Академии за ее вклад в эту дискуссию.

Стремление к истине и смыслу, открыта до трансцендентное глубоко вписаны в нашу человеческую природу; наша природа нас побуждает исследовать наиболее важные для нашего существования вопросы. Много веков назад, Тертуллиан ввел термин libertas religionis (см. Apologeticum, 24:6). Он подчеркнул, что Богу нужно поклоняться свободно, и что недопущение принуждения заложено в самой природе «nec religionis est cogere religionem» (Ad Scapulam, 2:2). Поскольку человек имеет способность для свободного личного выбора в правде, и поскольку Бог ждет от человека свободного ответа на Его призыв, право на свободу религии должно рассматриваться как врожденное фундаментальное достоинство каждой человеческой личности, в соответствии с врожденной открытостью человеческого сердца к Богу. На самом деле, аутентичная свобода религии позволит человеку достичь самореализации и, таким образом, внесет свой вклад в общее благо общества.

Принимая во внимание развитие в культуре и обществе, Второй Ватиканский Собор предложил обновленный антропологический фундамент религиозной свободы. Отцы Собора подтвердили, что все люди «поощрены природой, а также связанны моральным долгом искать истину, особенно истину религиозную» (Dignitatis Humanae, 2). Истина делает нас свободными (см. Ин 8:32), и в то же время она должна быть найдена и принята свободно. Собор очень осторожно дал определение этой свободе как праву, которым каждый человек обладает по природе, и которое, следовательно, должна быть защищено и взращенно гражданским правом.

Конечно, каждое государство имеет суверенное право принимать свое собственное законодательство и будет выражать разные отношения к религии в законе. Так и есть, некоторые государства позволяют широкую религиозную свободу в нашем понимании этого слова, в то время как другие ограничивают его по разным причинам, в том числе через недоверие к религии как таковой. Святой Престол продолжает призывать к признанию фундаментального права человека на свободу религии со стороны всех государств, и призывает их уважать, и в случае необходимости защищать религиозные меньшинства, которые, хотя и связаны отличающейся от окружающего большинства верой, стремятся жить со своими согражданами мирно и в полной мере участвовать в общественной и политической жизни народа ради всеобщей пользы.

Наконец, позвольте мне выразить искреннюю надежду на то, что ваши знания в области права, политологии, социологии и экономики сойдутся в эти дни, чтобы вы вдохновились свежими идеями по этому важному вопросу и тем самым приннесли много плода сейчас и в будущем. В эти святые дни, я призвал на вас богатство пасхальной радости и мира, и я охотно передаю вам, епископу Санчес Саранда и всем другим членам Академии свое апостольское благословение.

Из Ватикана, 29 апреля 2011

 

Радио Ватикана

Папа Римский Бенедикт XVI

Рубрика: