РАДИО СВОБОДА: «Я — русский», камуфляж и молитва: на «Линии Сталина» прошел православный фестиваль
27.07.2015«Прискорбное мероприятие, — характеризует событие культуролог и православный верующий Роман Абрамчук. — Не выдерживает критики. Католический костел, значительно меньший в Беларуси, способен ежегодно организовывать будславский фестиваль, где тысячи молодых людей собираются. А самое громкое, что организовала православная церковь для молодежи, — жалкое по интересности представление с очень специфической милитаризованной тематикой. Ничего лучшего, чем спецназ и танки, не придумали».
Крестный ход, концерт, субботник и экскурсии — сотня молодых людей собралась 18-19 июля на православный фестиваль на «Линии Сталина». Идею провести религиозное мероприятие на объекте имя «отца народов» и «душителя церквей» раскритиковали, когда оно еще готовилось.
Литургия в ликеро-водочном магазине
«Фестиваль православной молодежи на "Линии Сталина" — это как литургия в ликеро-водочной магазине, — говорит активист Андрей Ким. — Сталин был убийца и антихрист. Линия Сталина известна тем, что уже в 1939 году на восток от нее не осталось ни одной действующей церкви. Ведь всех священников расстреляли, репрессировали, а храмы повзрывали и позакрывали».

Накануне события организатор отец Максим Логвинов объяснял, что «Линия Сталина» не имеет к личности советского вождя никакого отношения, что это просто памятник войны. Такие аргументы Ким называет «лукавством».
«Там есть бюст Сталина. Его убрали на время фестиваля, но поставят опять», — утверждает он.
В результате фестиваль прошел как обычный молодежный, правда, из анонсированных 400 участников доехало гораздо меньше. А сам бюст Сталина закрутили в целофан и убрали на парковку.
На фестиваль Андрей специально зарегистрировался как участник, чтобы поговорить с людьми и раздать листовки о том, кем на самом деле был для церкви Иосиф Сталин.
«Там были хорошие православные люди, — говорит Андрей. — Люди даже не думают, что они делают. Они приходят на место поклонения Сталину, где стоит его бюст, бюст человека, который убил сотни тысяч людей, о котором и патриарх, и митрополит говорили, что это злой человек и богоборец».

Роман Абрамчук считает внимание к месту проведения фестиваля преувеличенным и слишком заостренным. К тому же и организаторов, и участников трудно заподозрить в восхвалении Сталина.
«Это просто нелепость и недальновидность организаторов, — говорит Роман Абрамчук. — Сам организатор отец Максим (Логвинов) очень тесно связан с армией. Эта тематика — танки, самолеты, камуфляж, оружие — это его большое увлечение. Место проведения фестиваля, скорее всего, зависело от его личных связей и этой увлеченности».
Ничего лучшего, чем спецназ и танки, не придумали
Роман говорит, что знает людей, которые принципиально отказывались от участия в фестивале, так как им не нравилось место его проведения. Но настоящая причина немногочисленности участников не в этом.
«Многие не пошли просто потому, что сам формат, тематика им неинтересны, — говорит культуролог. — Даже если взять афишу, которая напоминает БРСМ-овские мероприятия: там государственный флаг, георгиевская лента, „звезды белорусской эстрады“ — это просто неинтересно современному молодому человеку, православный он или нет».
«Православной церкви стоит задуматься, — считает Роман Абрамчук. — Она так уверенно себя чувствует и думает, что поскольку у нее хорошие отношения с государством и православие здесь „народная вера“, то молодежь всегда в ней будет. На самом деле это повод, чтобы хорошо задуматься о работе с молодежью и о чем-то живом, что церковь может организовать для молодежи и просто презентовать свою веру, свою церковь как живую традицию».
Фестиваль закончился в воскресенье торжественным концертом. Первой выступила российская группа «Комба бакх», лидер которой — брат отца Максима, Алексей Логвинов. На песнопения молодежь реагировала достаточно сдержанно, но во время исполнения последней песни «Помни, ты русский» неожиданно образовался веселый хоровод, который с энтузиазмом поддерживал сам отец Максим.
«Надо признать, что в современной православной церкви сильно действует пропаганда "русского мира". Много кто твердые адепты "русского мира", того же Сталина в том числе и подобных вещей. Нельзя отрицать, к сожалению, что это есть», — говорит Роман.
Пригласили на концерт и солдат срочной службы. Камуфляжа, оружия и военного оснащения на православном лагере было много. Особенно запомнился и понравился зрителям номер с участием организатора фестиваля отца Максима (Логвинова). Номер был посвящен парашютно-десантным войскам и начался чтением стихотворения о том, что первым десантником был Иисус Христос. Затем православные подростки представили показательное выступление со стрелянием и обязательным разбиванием кирпича лбом.
Андрей Ким не видит ничего плохого в восприятии парня как воина и защитника родины. «Христианство — не религия пацифизма, — говорит он. — Есть, например, такое понятие, как „справедливая война“» Но подобные мероприятия на «Линии Сталина» ведут только к конфликту, считает он.
«Что мы приносим этим бряцанием оружия, когда приходим на „Линию Сталина“? А мы приносим триумф "русского мира", российского оружия, поклонение Сталину. Главный ужас в том, что люди видят, что православная церковь и Сталин — это что-то одно, что это можно объединить. Сама православная церковь это объединяет.
Проведение таких вещей на „Линии Сталина“ в итоге приближает войну. Христос говорил: „Блаженны миротоворцы“. Церковь должна быть миротворцем», — подытоживает Андрей Ким.

Теолог Наталья Василевич особенно обращала внимание на неуместность проведения православного фестиваля на «Линии Сталина» и даже обратилась с личным письмом к митрополиту Павлу. В конце концов, фестиваль состоялся, где и планировалось, но маленькую победу одержать удалось, — говорит Наталья:
«Меня смущало в первую очередь имя Сталина и наличие памятника Сталину в этом „музее под открытым небом“. Само наличие памятника свидетельствует, что акт поклонения Сталину происходит, возлагаются цветы, проводятся мероприятия. Безусловно, это место имеет культовое значение в смысле антихристианского культа. Безусловно, проводить православное мероприятие на месте почитания Сталина было неуместно, даже если сами организаторы не имели в виду никакого факта почитания диктатора, убийцы и богоборца. Само по себе это проявление почитания личности Сталина.
Но то, что хотя на короткое время и на небольшое количество метров удалось убрать памятник Сталину от православной часовни, — это победа. Гордиться такими малыми победами не приходится, но когда все это начиналось, поднимался интерес и внимание к этому событию, то не было надежд даже на то, что хотя в таком масштабе получится что-то сделать».
Источник: Радио Свобода (перевод с белорусского)