Интервью архиепископа Святослава Шевчука агентству «Kathpress»
25.10.2015Глава УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук прокомментировал для австрийского издания «Kathpress» упреки в том, что Украинская Греко-Католическая Церковь, якобы, призывает с оружием бороться до полной победы. Эти упреки в адрес УГКЦ 22 сентября озвучил владыка Антоний (Паканич), Митрополит Бориспольский и Броварский, Управляющий делами УПЦ, во время своей встречи с группой австрийских журналистов.
Вопрос: Митрополит Антоний сказал, что изменились ваши призывы: от радикальных - следует бороться до победы, к примирению во время пребывания на Святой Земле.
Ответ: На самом деле это уже третий призыв к примирению в течение последнего года. Интересно, что только сейчас его услышали. Эти призывы к прекращению войны против Украины были сделаны в прошлом году в интервью агентству Зенит и Джорджу Вайгелю.
УГКЦ последовательно разоблачает агрессию России против Украины, и считает недопустимым формирование образа украинца как врага русского народа, навешивание ярлыков на тех, кто отстаивает право Украины на существование в качестве независимого государства.
Неоднократные призывы к примирению направлены прежде всего не к президентам (как это имеем в случае РПЦ), а к украинскому и русскому народам. Считаем, что российская пропаганда разжигает межэтническую вражду, утверждая, что не существует украинского народа, его языка и культуры, а само существование Украинского Государства является раной на теле единого русского народа, мол, Украина это не народ или государство, а лишь «территория». Смысл наших призывов заключается в том, чтобы не поддаваться этой пропаганде, потому что пропагандисты и политики приходят и уходят, а народы остаются. Только когда мы осознаем себя равноправными соседями, тогда сможем говорить об истинном примирении между нами и искать способы мирного сосуществования.
Особенностью призыва со Святой Земли есть призвание на общее духовное наследие украинцев и русских, УГКЦ и РПЦ – святых мучеников Бориса и Глеба, первых святых Киевской Руси, тысячелетний юбилей которых мы празднуем в этом году. Важно здесь заметить, что РПЦ в этом году сделала чрезмерный акцент на тысячелетии смерти св. Владимира, но совершенно обошла вниманием Бориса и Глеба. Может, пример святых Бориса и Глеба проговорит к совести русских и русских православных и напомнит им, что нужно скорее слушаться Бога, чем людей.
УГКЦ никогда не призывала к насилию и войне, как в этом нас обвиняют оппоненты. Мы последовательно осуждали агрессоров и тех, кто поставляет оружие незаконным вооруженным формированиям, и вместе со всеми членами ВСЦиРО призвали их сложить оружие. Мы утверждаем право и обязанность украинцев защищать свою землю от иностранных захватчиков, согласно социальной доктрины Католической Церкви, предоставляем капелланскую опеку украинским воинам как защитникам справедливого мира, воспитываем украинское общество на началах христианского патриотизма не с ненавистью к чужакам, а с христианской любовью к своему народу, своей земли и своему государству.
Победой Украины мы считаем справедливый мир, который никак нельзя достичь на условиях агрессора. Мы последовательно призываем к примирению, но не можем допустить к примирению с войной, насилием, ложью и отрицанием права на существования народа и его государства.
Вопрос: Митрополит Антоний объяснил, что УПЦ относительно войны на Востоке занимает позицию, похожую той, что имеет Папа Франциск и Ватикан. Это для того, чтобы оставить путь к диалогу. Как вы это прокомментируете?
Ответ: Папа Римский, как преемник апостола Петра и Вселенский Первосвященник в древнем христианстве, в частности первого тысячелетия, считался высшим арбитром Христовой Церкви, к которому обращались в случае догматических и административных споров единичные поместные Церкви, согласно старого правила nemo iudex in causa sua. Это служение он совершал и совершает сегодня не как представитель Римского Патриархата, а как Вселенский Архиерей. Относительно этого интересным является обращение Василия Великого к Папе в качестве арбитра и посредника в спорах Церквей Малой Азии.
Поместная Церковь является и должна быть со своим народом, она должна быть его голосом, матерью и учительницей. Вот почему, кратко говоря, «дело народа» является «делом Церкви», является ее «causa sua». УГКЦ со своим народом, защищает его права и интересы, является его голосом перед Вселенским Архиереем и, в частности, в деле войны против своего народа апеллирует к Святейшему Отцу, а через него до всего мирового сообщества.
Очень похожим образом РПЦ занимается «болями и радостями» именно русского народа. Даже идея «русского мира» для нее есть «causa sua». Как бы ни старался Московский Патриарх претендовать на «русского», а не просто «российского», в современных реалиях это ему явно не удается. Моральное право представлять ему «боли и радости» народа Украины ставят под сомнение даже сами верующие УПЦ, считая своего Патриарха «патриархом агрессора».
Сопоставление роли УПЦ в вопросе войны на Востоке с посреднической миссией и служением Вселенского Архиерея в Христовой Церкви является абсурдным и опасным. Это показывает, что боли и страдания украинского народа от войны, то есть «дело народа», не является «делом УПЦ», не является ее «causa sua». Поэтому у простых людей возникает вопрос: если эта Церковь полностью абстрагируется от своего народа и выступает с позиции стороннего судьи или посредника, то с кем она? Как может Церковь, которая претендует быть единственной поместной Православной Церковью этого народа, отстраняться от дела его жизни или смерти? Хочу верить, что это просто неудачное сравнение, а не отказ УПЦ быть национальной Церковью для украинцев.
Вопрос: Митрополит Антоний приравнял подчинение УПЦ (МП) Патриарху Кириллу и подчинение УГКЦ Папе Франциску. Соответствует ли это действительности?
Ответ: Такое сравнение также является полностью неправомерным. Даже в православном мире Патриарх Московский никогда не считался вселенским и таким, который имеет какое-либо служение или юрисдикцию вне пределов своего собственного патриархата. В наличии какого-либо вселенского служения в Православной Церкви Москва последовательно отказывает даже Вселенскому Патриарху Варфоломею. Показательными в этом отношении являются последние богословские дискуссии православно-католической богословской комиссии экуменического диалога, который ведет Католическая Церковь с Православными Церквами.
УГКЦ, как поместная Церковь своего права, находится в общении со Святейшим Отцом как со Вселенским. Мы не входим в «латинский патриархат», имеем, согласно Кодексу канонов Восточных Церквей, все права патриаршего достоинства, кроме самого титула «патриарх» для Главы Церкви и неуклонно строим собственный патриархат.
Когда речь идет о УПЦ, то она, все же, несмотря на все права так называемой автономии, входит в Московский Патриархат и не ставит себе целью достичь собственного. Эта принадлежность к Московскому Патриархату для УПЦ составляет неотъемлемую часть ее экклезиологического самосознания. Именно через единство с Москвой УПЦ находится в евхаристическом общении с остальной частью мирового православия. Следует заметить опасность такого сравнения как подсознательное видение Москвы как Третьего Рима, поскольку Московского Патриарха приравнивают к Вселенскому Архиерею. Поэтому аналогия между единством УГКЦ со Вселенским Архиереем и единство УПЦ с Патриархом Московским, мягко говоря, неудачна.
Такую аналогию можно было бы всерьез рассматривать, если бы УПЦ принадлежала к Вселенскому Патриархату древнего Константинополя. Тогда Патриарх Варфоломей действительно виделся бы как «папа православного мира». Надеюсь, что здесь также имеем дело с простой ошибкой православного представителя, чем с «исповеданием веры» и настоящей экклесиологией УПЦ.
На это интервью архиепископа Святослава Шевчука отреагировала заявлением Служба коммуникации ОВЦС Русской Православной Церкви.
Еще по теме Украина перед выбором :
- Объяснения Папы Франциска вызвали новую волну критики в Украине
- Заявление Службы коммуникации ОВЦС
- Патриарх Кирилл косвенно признал Россию и Украину сторонами военного конфликта
- Принят совместный документ по ближайшему объединению УАПЦ и УПЦ КП (+ТЕКСТ ДОКУМЕНТА)
- МОНИТОРИНГ СМИ: Иеромонах Вячеслав (Максименко): О «невставании» митрополитов, о месте миссии православной церкви и о ближайшей, в связи с этим, перспективе