Пастырское послание митрополита Тадеуша Кондрусевича на Пасху

ВОСКРЕСНУТЬ ВО ХРИСТЕ

«Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого;

Он воскрес, Его нет здесь».

(Мк 16, 6).

1. Глубокоуважаемые священники, монашествующие, все люди доброй воли!

Эти слова Евангелия от Марка Церковь предлагает нашему вниманию сегодня, в праздник Воскресения Христа. Евангелист Лука подает их следующим образом: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес»(Лк 24, 5-6).

Благочестивые женщины пришли ко гробу Иисуса, чтобы по еврейскому обычаю намастить Его тело маслом. Однако вместо того, чтобы найти своего Учителя, они нашли пустую могилу и отодвинутый от нее камень. Озадаченные и в отчаянии, они думали, что Его тело украли или перенесли в другое место.

2. В то же время Ангел ставит им фундаментальный вопрос: «Что вы ищете живого между мертвыми?»

Что это за вопрос? Где еще они должны искать Иисуса? Они хорошо знали, что Он умер на кресте, и знали, где был похоронен. Поэтому понятно, что они искали умершего среди умерших, ведь только там можно найти похороненное тело. Более того, на самом деле Иисус всю свою земную жизнь провел среди умерших. Если Адам ослушался наказа Бога, то этим самым он открыл двери для греха. В результате грех и смерть воцарились в мире.

Сын Божий пришел в мир, где доминирует грех и смерть. Однако Он пришел, чтобы пребывать среди смерти и несчастий как Жизнь мира. К Нему спешили разные больные и прокаженные, родители умерших дочерей и мать умерших сыновей и т.д. Иисус провел свою жизнь среди слепых, хромых, глухих, немых, грешников, одержимых нечистыми духами и т.д. Живя среди несчастий и смерти, Владыка Жизни поддался ей на древе креста и сошел в могилу.

Несмотря на это, ангел спрашивает: «Что вы ищете живого между мертвыми?» Иисус прожил свою жизнь как Владыка Жизни среди умерших, был похоронен как каждый из них, но на третий день после своей смерти он уже не был среди них. Он воскрес в первый день новой недели. Слово «новая неделя» нужно понимать как новое время, ведь с воскресением Христа началось время спасительной благодати Божьей.

Если бы сегодня археологи нашли кости Иисуса в могиле, то мы бы знали, что это был обман. Но их не нашли и не найдут. Иисуса там нет, потому что Он воскрес и сидит одесную своего небесного Отца. Мы знаем, где его можно найти - в небе с вечно живым Отцем и Святым Духом, а также в нашей Галилеи, которым является Церковь - место встречи человека с Богом.

3. Мы это хорошо знаем, но одновременно живем, как будто не знаем. Часто мы похожи на евангельских женщин, которые пришли к пустому гробу Христа, и нередко ищем живого среди мертвых. Современный мир противостоит присутствию Бога на земле. Мы можем исповедовать нашу веру в Бога, однако в то же время жить так, как будто Христос не воскрес. Ищем счастья в несогласных с волей Божией сексуальных удовольствиях и алчных накоплениях материальных вещей. Убиваем нерожденную жизнь. Высказываемся за разводы. Поддерживаем искусственное оплодотворение и суррогатное материнство. Не сохраняем принципов христианской этики. С легкостью можем унизить достоинство человека. Практикуем оккультизм, магию, гадание и т.д. Ищем самих себя в этнической идентичности, социальном или экономическом статусе. Нередко хвалимся: «Я хорошо образованный, умный, не такой, как другие; мой заработок больше, чем у других, я получил большое наследство, и все это поднимает мой статус в обществе».

Таким образом, Бог очень часто трактуется как некий талисман. Является дополнением к тому теплу, которое мы хотим создать вокруг себя. Это ведет к смешиванию смысла с глупостью, правды с ложью, жизни со смертью. Мы на все соглашаемся, говорим одновременно «да» и «нет». Не хотим, чтобы Бог приходил к нам и присутствовал в нашей жизни. Принимаем Христа под патронатом трех современных святых: святого компромисса, святого спокойствия и святой терпимости. Согласно такому видению, Бог соглашается на все, а Его прощение не происходит по принципу обращения, жалости, постановления исправиться и указания зла злом, а добра добром. Мы часто думаем, что Он говорит нам: «Ты же такой хороший и любимый, что пойдешь в небо, несмотря на то, что бы ты ни делал».

Все это не что иное, как измена Евангелию. Святой апостол Павел говорит, что все принадлежит к восстановленному через Христа миру. В нем нет разницы, потому что во всем есть Христос. Если мы стараемся отличать себя согласно социальному, экономическому или политическому статусу, этим самым мы изменяем Евангелию, изменяем возвещению воскресения. Именно поэтому Ангел снова спрашивает у нас: «Что вы ищете живого между мертвыми? "

4. Вместо того, чтобы искать нашей жизни среди умерших, апостол Павел призывает вести борьбу с духовной смертью. Уча, что Христос - наша жизнь, он также учит, что мы должны умереть для греха и воскреснуть к жизни в Божьей благодати. Этот решительный переход в учении святого апостола Павла обусловлен требованием Евангелия Христова. Если Христос является нашей жизнью, то и наша жизнь должна быть похожа на Его жизнь. А жизнь Иисуса было постоянной победой над смертью. Он смертию смерть победил. Финальная победа над смертью - это воскресение Христа.

Так почему же мы продолжаем искать живого между умершими? Этот вопрос ангела к благочестивых женщин, упомянутое сегодня в литургии, становится вопросом к нам.

5. Или воскресение Христа из мертвых не является большой победой над смертью? Недаром святой апостол Павел восклицает: «Cмерць, где твоя победа? Смерть, где твое жало?» (1 Кор 15, 55). Христос победил смерть. Это ли не Добрая Весть? Как люди, мы боимся смерти. Мы даже стараемся вести торговлю со смертью, принимая различные медицинские препараты, которые, как мы думаем, нужны, чтобы жить долго, быть здоровыми и счастливыми. Но сегодня Христос показывает нам, что смерть - это не то, чего мы должны бояться, ведь это не конец. Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о пустом гробе, который показывает, что даже смерть не имеет над нами своей силы, так как Христос победил в этой борьбе за нас. Для Иисуса и для всех его приверженцев смерть - это лишь переход в вечность.

Это правда, что мы боимся смерти, ибо она означает темноту. Это конец нашей надежды, стараний, мечтаний. Однако Христос показывает, что это не так. Он показывает себя как свет в конце этого глубокого и темного тоннеля. Поэтому давайте праздновать этот день! Давайте праздновать наше спасение! Мы уже больше не находимся во тьме греха, но в свете Христа, никогда не заходящего.

6. В одной из школ учительница рассказывала ученикам историю про Иисуса. В классе был один ученик нехристьянин, для него все было новое и поэтому он слушал очень внимательно. Когда учительница сказала, что Иисус был осужден на смерть и пригвожден к дереву креста, парень воскликнул: «Нет! Это очень плохо!» Когда, однако, учительница рассказала о том, что Иисус воскрес на третий день, то парень радостно воскликнул: « О! Нет слов, какая вдохновляющая история!» Когда в Великую пятницу мы рассуждали о крестной смерти Христа, то многие из нас обычно по-человечески говорили: «Как плохо и не гуманно!» Сегодня мы восклицаем совсем иначе: «Какая великая надежда, смерть побеждена !» «Вот день, который сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в нем!» (ср. Пс 118 (117), 24).

Почему наши сердца переполнены радостью? Потому что наша вера в Христа была подтверждена, правда восторжествовала над неправдой, справедливость над несправедливостью, трагедия стала победой. Подобные переживания сопутствуют нам, когда мы смотрим на супергероя комиксов про «человека-летучуюй мышь» (на английском языке так называемого Бэтмена). Вначале воры и жулики нападают на невинных людей, их грабят и пытают. Тогда мы себя чувствуем очень плохо. Но потом вдруг с неба приходит «человек-летучая мышь», который побеждает нападающих и освобождает плененных. И мы чувствуем себя совершенно иначе.

История муки и смерти Христа - это история триумфа лжи над правдой, несправедливости над справедливостью, злого духа над добром. Иисус был ложно обвинен за преступления, которых не совершил, несправедливо осужден на смерть, которой не заслужил. Один из учеников предал, верные приятели оставили, а Петр, которому Он определил быть первым, аж три раза отрекся от Него. Люди, которых Он любил, призывали Его распять и выпустить на свободу преступника Варавву. Это история предательства и лжи, нечестности и подлости, неверности и насилия, направлена против невинной и беспомощной жертвы. Все это приходит нам в голову в Великую пятницу, когда мы видим Иисуса избитым, высмеянным, прибитым к дереву креста, на котором Он умер, а затем был похоронен. Если бы это был конец Его истории, то действительно это была бы очень печальная история. Но, слава Богу, это не так.

Смерть - это не конец этой истории. Есть еще одна часть. Наиболее важна, поскольку, как говорит пословица, «смеется тот, кто смеется последним». И в этой части истории мы видим Иисуса воскресшим в славе. И это та Добрая Весть, которую нам несет праздник Пасхи.

Действительно, Добрая Весть заключается в том, что правда Христова бессмертна. Ее можно преследовать, можно обвинить в лживости, можно осудить, можно похоронить в могиле и т.д., как это было несколько десятилетий назад на нашей земле. Но им она воскреснет на третий день.

Нам необходимо помнить об этом в наше время новых гонений на христианство. О чем свидетельствует принятие во многих странах мира, которые даже гордятся развитой демократией, противоречащих Божьему и естественному закону постановлений, запрет христианских символов, стремление совершить веру частным делом человека. Сегодня невооруженным взглядом видно все большее проявление секулярных и либералистичных тенденций и пропаганды материального атеизма. Современный человек все чаще и чаще отрекается от Бога и живет так, как будто его вовсе нет. Это путь в никуда.

В свете истины Воскресения нам, дорогие братья и сестры, необходимо помнить о бессмертии Христовой истины и никогда не отказываться от нее, даже когда другие отказываются, так как правда всегда остается правдой. Как мы верим в то, что солнце есть и светит, даже если за тучами его не видно, так нам надо верить, что правда Христова существует, и с ней надо считаться.

Вот почему Церковь сегодня спрашивает у нас: «Что ищете живого среди мертвых?» Он говорит нам радоваться, даже если нам тяжело. Он говорит верить в воскресение Христа и жить Его правдой.

Даже современный секуляризированный мир начинает обращать внимание на необходимость жизни согласно этой правде. Так, бывший председатель Еврокомиссии Жак Дэлор призвал Европу вернуться к христианским корням и реанимировать душу Европы (ср. http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=88938).

7. В Ирландии в местности Нью-Грэйнж примерно в 60 км от Дублина находится знаменитая в мире доисторическая гробница, построенная около 3000 года до рождения Христова. Специфичным ее элементом является то, что в день зимнего солнцестояния 21 декабря во время восхода солнца его лучи через проход 18-ти метровой длины попадают на центральное место захоронения. Гробница построена так, что на восходе солнца в самый короткий день его свет освещает место захоронения в течение 17 минут.

Почему такая конструкция этой гробницы? Никто не знает точно. Одна из гипотез говорит, что строители верили в то, что солнечный луч заберет душу умершего в новую жизнь. Исходя из правды о воскресении Христа, мы можем сказать, что они ждали Спасителя и верили в воскрешение. Как солнце весной пробуждает природу к новой жизни, так и в той гробнице даже в самый короткий день должно было быть солнце, чтобы дать надежду на воскрешение похороненного человека.

Когда 3000 лет до рождения Христа люди верили в воскрешение, то какие же мы счастливы, когда знаем об этой истине! Поэтому мы не должны искать живого среди мертвых, но жить правдой Воскресения.

8. Дорогие братья и сестры, все люди доброй воли!

От всего сердца поздравляю вас с радостным и спасительным праздником Пасхи Христовой. Поздравляю всех верующих-католиков и тех христиан, которые сегодня отмечают этот праздник. Поздравляю также и православных, которые через неделю будут петь радостное «Аллилуйя». Пасха Христова - это наш общий христианский праздник, который призывает нас не искать живого среди мертвых и радоваться победе жизни. Объединим наши духовные силы и усилия в защите Божией правды, ведущей к настоящей жизни и счастью в Божией благодати, которой никто и ничто не может нас лишить.

Поздравляю всех людей доброй воли. Иисус своей крестной смертью и славным Воскресением всех спас людей, и поэтому наша радость имеет право быть совместной.

Всем вам желаю силе Воскресшего, Его воскрешающей из гроба греха благодати; желаю радости, счастья и надежды.

Пусть радостное «Аллилуйя» звучит в наших сердцах и душах, пусть спасительная Пасха идет по земле, пусть коснется каждого человека, пусть одарит его новой жизнью в воскресшем Христе!

Христос воскрес! Воистину воскрес! И мы должны воскреснуть к новой жизни в Божьей благодати!

Доверяя всех вас Марии - Матери воскресшего Господа - свои пожелания укрепляю благословением во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич

Митрополит Минско-Могилевский

Апостольский Администратор Пинской епархии

Минск, 25 марта 2012

V воскресенье Великого поста

catholic.by

Перевод: Портал ЦАРКВА

 

 

Рубрика: