Крупецкая святыня

 

Крупецкая иконаКогда-то, во время работы в Российской Национальной Библиотеке (г. Санкт-Петербург) нам повезло найти изображение когда-то очень знаменитой, хорошо известной до революции всем минчанам, Крупецкой иконы Божией Матери. Эта находка является особенным событием в церковной жизни Минска, потому что икона, о которой пойдет разговор, где-то в 30-е годы была утеряна, да так, что до недавнего времени никто не мог в точности сказать, как она даже выглядела. Ее история теряется в глубине веков.

Неизвестно, когда это произошло, по по довольно древнему преданию, записанного в XIX века, Крупецкая икона при загадочных обстоятельствах явилась недалеко от Минска, на источнике, который и сегодня струится в микрорайоне «Веснянка», недалеко от реки Свислочь. Неподалеку от источника, на возвышении, раньше существовала деревня деревня (от нее осталось несколько домов), которая называлась Крупцы. Отсюда и получила икона название: Крупецкая. Насколько нам известно из архивных документов, впервые местность под названием Крупцы упоминается в 1622 году. Именно тогда некий довольно зажиточный человек по имени Николай Воронич пожертвовал в пользу Свято-Петро-Павловского монастыря, который действовал в Минске, два сенокоса: один на Комаровском болоте, а другой – в Крупцах. Значит, местность эта издавна принадлежала православным верующим города.

В начале XVII в. Крупецкая икона уже была известной святыней в Минске. Она находилась в небольшой деревянной часовне, стоявшей на холме, из которого и вытекал животворный источник. Часовня называлась Свято-Покровской. Интересно, что на обратной стороне иконы прочитывалась надпись на латинском языке. Она свидетельствовала, что в 1612 году икона определенно находилась в Крупецкой часовне.

После того, как на Беларуси стало широко распространяться униатство и большая часть верующих насильсвено переведена в унию, Крупецкая часовня стала упоминаться в документах в качестве приписной к Свято-Воскресенской приходской церкви, что стояла приблизительно там, где сегодня проходит улица Освобождения (кстати, бывшая Воскресенская).

По свидетельствам XVIII в часовня в Крупцах не отличалась ничем особенным, была крыта гонтом и украшена одним куполом. Икону Икону, находившуюся в ней, украшали две серебряные короны.

В 1818 году, когда настоятелем Свято-Воскресенской церкви служил о. Петр Ситкевич, Крупецкую икону облекли в серебряную ризу. При том же священнике в 1820 году старанием прихожан часовня была заново перестроена.

По мере своих сил люди всегда присматривали за этим местом, брали в крыничке воду, подолгу молились в часовне, и Господь помогал им; были случаи, когда от той воды даже безнадежно больные и немощные возвращались к жизни.

В середине XIX вт., по инициативе минского губернатора Федота Шкларевича было решено возвести на источнике целиком новый храм, больших размеров, чем предыдущий, также деревянный.

В это время Свято-Воскресенская церковь уже не действовала, поскольку по давности лет пришла в полное запустение. Потому Крупецкая часовня была приписана к Свято-Екатерининскому городскому собору, который раньше был храмом Свято-Петропавловского монастыря. Настоятель собора о. Ксаверий Шишко поддержал инициативу минского губернатора и на строительсьтво новой церкви начался сбор денег. Люди давали кто сколько мог: надворный советник Станислав Воронин пожертвовал 2500 рублей серебром, заведующий дирекции Минского городского театра Минкевич – 113 рублей, простые жители Минска клали на строительство церкви «лепту вдовицы». Даже татары, которые проживали поблизости от Крупцов (в той местности, где сейчас стоит кинотеатр «Москва»), хотя и исповедовали мусульманство, но настолько почитали источник в Крупцах, что нанялись подвозить дерево, необходимое для строительства.

В 1856-57 годах исключительно на добровольные пожертвования церковь была возведена. А через несколько лет староста Свято- Екатерининского собора Александр Свечников подарил для знаменитой иконы новую ризу, на которой была выбита следующая надпись: «Сия святая икона Пресвятыя Богородицы, что в Крупцах, украшена серебряною, вызолоченною ризою, с украшением венца из камней, и бронзовым кистом, старостою Минского Екатерининского собора, почетным блюстителем Минской духовной семинарии, Александром Андреевичем и супругою его Верою Семеновною Свечниковыми, 1861 года, марта 25 дня».

Начиная с 1884 года, по благословению минского епископа Варлаама, жители города стали регулярно совершать с Крупецкой иконой торжественные крестные ходы. Осенью, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, при многочисленном стечении народа, святую икону несли до церкви Минского архиерейского подворья (на на его фундаменте стоит сейчас Дом офицеров). Там она оставалась всю зиму, на протяжении которой к ней шли богомольцы. В мае, снова крестным ходом, икону возвращали назад. Все лето она стояла в Крупецкой церкви. Так делалось потому, что архиерейский храм был теплый, и в нем было легче молиться зимой.

Обычай крестных ходов с чудотворной иконой твердо закрепился в жизни православных верующих города, они сохраняли его до 1917 года.

Что случилось потом, догадаться не трудно. После того, как в 30-е годы Крупецкую церковь уничтожили, икона затерялась, и место, к которому не одно столетие шли со своими нуждами и печалями минчане, постепенна запустело. И только источник продолжал струиться, напоминая о былом.

Но с начала 90-х верующие начали восстанавливать святое место. Найдено изображение иконы, которая притягивала к себе столько людей! Даст Бог, найдется и оригинальный образ иконы. А вблизи источника построена новая большая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Священник Федор Кривонос

Рубрика: