Чертович из табакерки

 

Белорусский Экзархат достаточно тихая заводь Московского Патриархата, но и здесь не обходится без непогоды. На это раз особую скорбь и головную боль церковному руководству доставил околоцерковный коммерсант с живописной фамилией Чертович. Владимир Чертович и раньше-то был источником известных скандалов, и даже с судебными разбирательствами , но теперь откровенно «поднял пяту» на священноначалие Церкви, «хлеб» которой он «ел». Правда, в ответ, поскольку недавно наконец-то он достиг предела всякого терпения. Чертович, конечно, возмущен, взывает к общественности и правительству, и в этом его можно понять – почему не стерпели сейчас, если терпели раньше?

Что ж это за Чертович такой, и из какой он выскочил табакерки, в которую теперь назад засовываться не желает?

В 1993 году, когда активно заполнялись все коммерческие ниши, в том числе и вокруг Церкви, всплыл этот буйный господин, основавший ЗАО «Православная инициатива». В него в качестве соучредителя вошел и Белорусский Экзархат. Дело закипело. Вскоре в центре Минска появился магазин «Православная книга» - для белорусских масштабов явление довольно необычное. В магазине торговали далеко и даже не столько книгами, сколько церковной утварью, перекупаемой Софрино. Но основной доход принесла та самая «инициатива», что упомянута в названии предприятия. Она состояла в пропаганде необходимости преподавания Закона Божия в школе – в магазине был организован сбор подписей, а в качестве генерального проекта ЗАО было избрано массовое и многократное переиздание книги Слободского «Закон Божий». Книга не ахти какая, но при тогдашней пустоте на белорусских церковно-издательских просторах и, кроме того, единственная из церковных книг, реклама которой постоянно шла по телевизору, получила небывалую популярность. Понятно, что реклама двигатель прогресса, и , быть может, этот откровенно коммерческий проект объективно сыграл бы и не такую плохую роль. Да и церковному руководству такой деловой подход был более понятен и приемлем, чем чисто «идейные» проекты, часто туманные, хлопотные и довольно непредсказуемые по результатам. например, по расширению катехизации и миссионерства, А здесь все четко очерчено, доходно и вроде как вполне церковно.

Но… Чертович, как оказалось, не такой человек, чтобы остановится на одном, так или иначе исчерпавшем бы себя проекте. Что же запустить новое? Какая ниша не занята? Что неизменно бередит… массы? Ксенофобия! Этот козырь только надо суметь хорошо разыграть. Ну хоть и не в таком масштабе, это делали тоталитарные режимы 20-го века, так хоть для стабильного дохода ЗАО.

Впрочем, определенные тенденции в предпочтениях обнаруживались и раньше, но так уж принято у нас, что национал-шовинистическая и имперско-государственная тематика на полках «православной литературы» в небольшой примеси допустима. Но вот «Православная инициатива» как-то все больше и больше склонялась к концентрации внимания именно на такого сорта публицистике.

Первый гром грянул в 1999 году. Открытый и публичный скандал в связи с изданной «Православной инициативой» сборником откровенно злобной антисемитской направленности «Война по законам подлости». Книга вызвала соответствующий резонанс, вплоть до судебных разбирательств. В оппозиционных СМИ, традиционно недолюбливающих православную церковь, появились выводы о том, что «руками Чертовича действует митрополит Минский и Слуцкий Филарет». И хотя Белорусский Экзархат был всего лишь одним из учредителей ЗАО, такие выводы базировались на утверждении, что, якобы, «Православная инициатива» принадлежит» Белорусскому Экзархату». Попросту говоря это все стало большой «подставой» для церковного руководства, которому пришлось отдуваться за «инициативы» Чертовича. Дело кончилось тем, что с героя скандала взяли слово не распространять упомянутую книжку. Но до дела слово не дошло. Книжка распространялась и даже презентавалась депутатам парламента.

Вот здесь уместно было бы отметить один щепетильный момент, вносящий свою часть сложности в ситуацию. Дело в том, что Чертович не просто сторонник, но буквально лизоблюд существующего режима. Лукашенко для него даже не спаситель нации, но надежда всего человечества. Дошло даже до того, что фотографиями сияющего «вождя» был украшен основной издательский продукт предприятия – «Закон Божий» Слободского (знал бы автор!).

Как бы там ни было, но на время Чертовича оставили в покое. Зато сам Чертович время зря не терял. Когда грянул очередной скандал в связи с изданием книги Б. Миронова "Приговор убивающим Россию", позиции еще более укрепились. Но, тем не менее, Белорусский Экзархат решил на этот раз резко отмежеваться от действий скандального предпринимателя. Приходам было разослано циркулярное письмо с указанием не приобретать товары в «Православной книге», а сам Экзархат вышел из состава учредителей предприятия. После перерегистрации «Православная инициатива» уже оказалась «Христианской инициативой». Здесь нужно напомнить, что в Республике действуют так называемые права на объекты интеллектуальной собственности, содержащие наименование «православная» и православную церковную символику». Видимо, несколько с испугу Чертович во избежание проблем и решил поменять название. О чем сейчас жалеет и переименовывать магазин «Православная книга» не желает. Как оказалось, все претензии на «незаконное» использование слова «православный» нужно предъявлять в судебном порядке, а это, конечно, чревато раздуванием скандала. Таким образом, «право», наделавшее столько шума, ставшее удобным объектом для нападок и даже насмешек, на практике оказалось совершенно неэффективным. А Чертович теперь не упускает возможности лишний раз поиздеваться над действительно абсурдным «правом», и в глазах стороннего наблюдателя выглядит весьма убедительно. Чего не скажешь о Белорусском Экзархате, который очередной раз попадает впросак из-за «мудрости» своего юридического отдела.

А Чертович не отступает. Напротив – идет в наступление. Вошел в союз с одиозной «Православной Русью». Ко властям придержашим направлено письмо в защиту Чертовича от «ветеранов, православных граждан». Как водится, этим именованием прикрываеются мастодонты советского разлива, как, например, художник Савицкий или депутат-коммунист Костян. Белорусский Экзархат ответил «Пастырским увещанием» к Чертовичу, которое выглядит скорее как возвещение публике грешков и несуразностей в биографии Чертовича, вплоть до упоминания наличия у Чертовича родственников в Израиле.

Чем дело кончится, мы еще увидим. Но главный вывод можно сделать такой – не гонялся бы ты, поп, за экономической целесообразностью. В наше время даже «идеи» стали предметом торга, а прибыль – богом, который не испытывает недостка в поклонении. Вступая в «деловые отношения» с «деловыми людьми» нужно помнить, что в любой момент маммона потребует себе жертв. А, как известно, угодить Богу и маммоне невозможно.

свящ. Александр Шрамко

Рубрика: