Мониторинг СМИ: FORUM 18: Беларусь: запрещена религиозная деятельность двум католическим священникам

Как стало известно Службе новостей Форуму 18, последними на сегодня иностранными гражданами в Беларуси, которым было отказано в разрешении на осуществление религиозной деятельности, стали два польские приходского священнослужители. И священник-капуцин а. Ян Баньковский, который служил приходским священником в дер. Мижевичи в течение двадцати лет, и священник-иезуит о. Эдвард Смага - вынуждены были приостановить любую религиозную деятельность до конца 2009 г. Третий священник, которому тоже угрожал отказ в разрешении, сообщил Форуму 18, что "сейчас все хорошо". О. Александр Амельченя, который выступает от имени Конференции Католических епископов Беларуси, сказал, что для отказа не было приведены никаких обоснований. Он подчеркнул, что эти два священники не были вынуждены покинуть Беларусь. Игорь Попов из Гродненского отдела по делам религий, отказался отвечать на любые вопросы и перед тем, как положить трубку, только спросил: "Какие священники?". По подсчетам Форуму 18, из 33 иностранных граждан, которым было запрещено осуществлять религиозную деятельность, более двух третьих являются католиками. Священнослужители и монахини, которые занимаются такими социальными вопросами, как алкоголизм, в первую очередь становятся жертвами преследования, причем открыто.

Местные католики пожаловались Службе новостей Форуму 18, что двум польским католическим священникам на западе Гродненской области было отказано в разрешении на продолжение религиозной деятельности в Беларуси. Священник-капуцин о. Ян Баньковский, который служил священником в приходе Благовещения в дер. Мижевичи в течение двадцати лет, и священник-иезуит о. Эдвард Смага, который служил в Свято-Троицкой общине в дер.. Индура, должны были прекратить всякую религиозную деятельность до конца 2009 г. Третьему священнику польского происхождения в Гродненского епархии, о. Александру Дрогасу, который служит в приходе Св. Иоанна Крестителя в Вольпе, также угрожал отказ в разрешении на осуществление религиозной деятельности. Однако, 4 января он сообщил Форуму 18, что "сейчас все хорошо".

О. Александр Амельченя, который выступает от имени Конференции Католических епископов Беларуси, сказал, что для отказа не было приведено никаких обоснований. Все, что мы знаем, это что их разрешения на осуществление религиозной деятельности не были продолжены, сообщил он Форуму 18 в Минске 5 января. Он сказал, что как последствие отказов, Гродненского епископ Александр Кашкевич несколько раз призвал власти выдать необходимые разрешения: "Это свидетельствует, что решение не продолжать разрешения было принято в Гродно, а не в Минске."

А. Амельченя подчеркнул в разговоре с Форумом 18, что оба священники, которые, предположительно, находятся в Польше, не были лишены возможности жить в Беларуси. Однако, когда они вернутся, они не смогут осуществлять религиозные обряды на законных основаниях.. В сентябре 2006 г. в Минске, после служения всего лишь одной мессы без государственного разрешения, польским священником о. Антонием Качком, к нему в захристииподошли мужчина и женщина в обычной одежде, которые присутствовали на богослужении. Они сообщили о.Антонию, что он нарушил законодательство, регулирующее религиозную деятельность (see F18News 3 October 2006 http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=849).

Игорь Попов, начальник управления по делам религий Гродненского горисполкома, 5 января отказался отвечать на любые вопросы, касательно того, почему власти отказали продлить разрешения священнослужителей на осуществление религиозной деятельности в Беларуси. "Каких священников? Приглашения делаются диоцезией. Спросите у них, или они их приглашали," - и положил трубку.

Прошлые отказы в разрешении на осуществление религиозной деятельности

По подсчетам Форуму 18, с 33-х иностранных граждан, лишенных права на осуществление религиозной деятельности в Беларуси с 2004 г., две трети являются католиками, а большинство остальных составляют протестанты. Священники и монахини, которые занимаются такими социальными вопросами, как алкоголизм, в первую очередь становятся жертвами преследования, причем открыто.

Разрешения четырех польских католических священников, а также трех монахини на религиозную деятельность в Минско-Могилевской архиепархии и Гродненской епархии были прерваны в декабре 2008 г. Власти проигнорировали многочисленные обращения со стороны католических общин с просьбой отменить решение об отказе. (см. F18News 7 January 2009 http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1237). Два гражданина Дании, Эрлинг Лаврсэн и Рольф Берген, получили ордера на депортацию в феврале 2009 за участие в служении в харизматической церкви "Живая вера" в Гомеле. (см. F18News 15 July 2009 http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1326).

"Уже не в первый раз такие вещи происходят в нашей епархии"

Католические верующие из Индурского прихода сообщили Форуму 18, что о. Смага (которому 63 года) уехал в Польшу в ноябре 2009 по состоянию здоровья, и лишь позже они узнали от епископа Кашкевича, что власти отказали а. Смаге в разрешении на возвращение к религиозной деятельности в Беларуси. "Только один священник - житель Беларуси - остался на приходе," - пожаловался 4 января местный католический верующий Форуму 18. - "Нам очень нужен второй священник. Это уже не в первый раз такие вещи происходят в нашей епархии."

Католическая верующий с Индуре сообщил, что до сих пор непонятно, где епархия сможет найти другого священника для служения на приходе: "Понятно, только, что ни в коем случае не в Польше".

А. Баньковски сказал Гродненскому корреспонденту польского ежедневника Gazeta Wyborcza, что властям не нравилось, что он служит мессу по-польски, на языке, на котором разговаривают или которую понимают большинство католиков Беларуси - особенно в таких регионах, как Гродно, которые граничит с Польшей и имеют этнически неоднородное население.

Официальные аргументы в пользу отказов

Из тех, кто защищал законность отказов в издании священникам разрешений выполнять религиозную деятельность, была Марина Цвилик из аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей в столице - Минске. "Документы этих товарищей не были поданы правильно," - скаваоа она Форуму 18 в Минске 4 января, - "Что касается Баньковскога, то мы с диоцезией договорились, что его документы не полные, и что они их перешлют. Но они этого не сделали. Что касается жажды, он болен и не может служить ". Когда мы спросили, не ответственность это самой религиозной общины, решать, кто достаточно здоров, чтобы служить, а не дело государства, Цвилик отказалась отвечать.

На вопрос, что, если бы документ о. Баньковскога были поданы снова, получил ли бы он разрешение на осуществление религиозной деятельности в Беларуси снова, Цвилик ответила: "Возможно, что было бы принято положительное решение - если бы документы были сформулированы правильно".

Цвилик заявила Форуму 18, что то, на каком языке священнослужители ведут служение, не имела отношение к принятого решения не продолжать их разрешения на осуществление религиозной деятельности. Но она подчеркнула, что религиозные служении должны проводиться на "наших языках", которыми, по ее определению, являются русский и белорусский: "Хотя бы один раз в месяц они должны служить или хотя бы делать проповедью по-русски или по-белорусски" .

На вопрос, исключительно ли к Католической Церкви выставляются специальные лингвистические требования, либо такие же требования также существуют и в отношении Русской Православной Церкви (в которой служат по-церковно-славянски), мусульман (которые пользуются арабским), евреев (которые пользуются еврейским) или Армянской Апостольской Церкви (которые пользуются грабарским или классическим армянским), Цвилик заявила, что одинаковые требования выставляются ко всем конфессиям. Она отказала обсуждать дальнейшие вопросы и положила трубку.

Цвилик и ранее использовала вопрос языка богослужения в качестве аргумента для обоснованного нарушения свободы совести государством (см. F18News 23 December 2008 http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1235).

Церковь отрицает заявления властей о том, что документы были неполные.

А. Амелченя (ККЕБ) отрицает мнение о том, что заявление для а. Баньковского было неполным. "Это хорошо отработанная процедура, через которую мы проходим в течение многих лет," - сказал он Форуму 18.. Что касается о. Смаги, о. Амелченя указал, что вопрос о здоровье священника должен решать Епархиальная епископ, а не государство. Он сказал, что епархии должны ежегодно обновлять разрешение на осуществление религиозной деятельности для иностранных священники и монахини, кроме Гродненской области (и епархии), где эта процедура должна повторяться каждые шесть месяцев. По его словам, он не знает, почему в Гродно система иная.

А. Амельченя сказал, что государственные власти не обращали внимание на язык, как на причину отказов, но настойчиво отметил, что именно Церковь должна решать, на каком языке должны проводиться богослужения: "Мы служим на языке, который верующие понимают и на котором разговаривают. "

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич сообщил 4 января Форуму 18, что все сорок или около того иностранных католических священников и около десяти монахини его Минско-Могилевской архиепархии в этом году получили продолжение своих разрешений на осуществление религиозной деятельности. Но он отметил, что если подобные отказы случаются, как это произошло в Гродненской епархии, страдают обычные верующие.

Государственные чиновники также продолжают свои действия против полноевангельскай Церкви Новая Жизнь в Минске. 4 января церковь получила повестку из Минского Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды, утверждая, что Церковь загрязнила землю вокруг своего здания масляными пятнами, что привело к ущерба в крупных размерах (см. F18News 6 January 2010 http://www.forum18. org / Archive.php? article_id = 1393).

Перевод с английского языка - портал "Царква"

Феликс Корли

Рубрика: