Беларусь: анализ свободы вероисповедания, июнь 2009.

Служба новостей Форума 18, анализируя ситуацию в области свободы совести и религии, пришла к выводу, что репрессивная политика белорусского Президента А. Лукашенко остается неизменной. Ограничения в сфере законодательства включают следующие: требование обязательной государственной регистрации любой групповой религиозной деятельности, а также ее ограничение по территории; запрещение молитвенных встреч или иной религиозной деятельности в частных домах, если они носят регулярный или массовый характер; необходимость согласовывать места богослужений с властями; постоянное удаление из Беларуси как католических, так и протестантских иностранных религиозных деятелей. Как отмечает один из белорусских протестантов: «Они создали такие условия, что просто невозможно жить по закону. Мы должны закрыть половину наших церквей, чтобы наша деятельность технически соответствовала закону». Уничтожив независимые политические, предпринимательские и общественные организации, теперь власти боятся потенциала наибольшей оставшейся группы независимых организаий внутри страны – церквей. Этот страх усиливается тем, что ряд ключевых фигур в оппозиции являются, кроме того, и убежденными христианами.

Репрессивная политика белорусского Президента А. Лукашенко остается неизменной. В сфере политики Беларусь не сделала ни одного значительного движения, несмотря на свои попытки поиска нового типа отношений с Европейским Союзом как альтернативой России.

Для значительного числа верущих условия остаются много в чем одинаковыми в сравнении с советским временем. Вся коллективная религиозная деятельность требует государственного разрешения. Это происходит через закон «О свободе совести» 2002 г. , наиболее репрессивном в Европе. Этот закон является исключительным в своем требовании обязательной государственной регистрации религиозных объединений и в установлении территориальных ограничений для религиозной деятельности. Встречи для богослужений и иной религиозной деятельности в частных домах не могут быть ни регулярными, ни массовыми. Специально определенные культовые здания должны быть утверждены государством. Для тех религиозных организаций, которые не находятся в фаворе, эти юридические требования в своем сочетании делают невозможной любую деятельность, поскольку, как известно из практики, государственное разрешение получить бывает невозможно.

Представители белорусского государства именно теперь стали чувствительны к международному обвинению в грубом нарушении прав человека, и они настаивают, что Закон «О свободе совести» отвечает стандартам юридической практики в демократических странах. Но требования закона к религиозным объединениям – это не просто бюрократические процедуры, через котрые некотрые не проходят из-за своей некомпетентности или категоричности. Как отмечает один из белорусских протестантов: «Они создали такие условия, что просто невозможно жить по закону. Мы должны закрыть половину наших церквей, чтобы наша деятельность технически соответствовала закону».

Загоняя дыхание в гетто регулирования

Закон 2002 г. отражает целенаправленную государственную политику, и чиновники для проведения ее в жизнь систематически прилагают усилия. Но ее применение не однородное, поскольку государство пытается сохранять контроль за религиозной сферой, не провоцируя при этом общественного возмущения. Хотя преследование пока носит спорадический характер, оно, тем не менее, довольно частое и разнообразное, что позволяет вмешиваться в дела религиозного объединения, ищкщего неуязвимости в сетке официальных ограничений. Здесь государство пользуется желанием белорусских верующих быть законопослушными и их опытом более жесткого преследования в советское время.

Таким образом ослабляется потенциал религиозных объединений и достигается минимум конфронтации с тем же результатом, так как верующим кажется, что действия, которые против них предпринимаются, совсем незначительные. На самом же деле они удерживаются в невидимом гетто регулирования.

Однако режиму Лукашенко все трудней балансировать между созданием видимости свободы вероисповедания и действительностью подавления этой свободы. Это связано с тем, что более влиятельным становится международное мнение. Наиболее ярким примером тут может служить ситуация с одной из наибольших хпризматических церквей Минска – церковью «Новая жизнь».

Здание церкви «Новая жизнь», приобретенное в собственность в 2002 г. – просторная, современная, похожая на сельскозозяйственное строение конструкция на окраине Минска – юридически до сих пор является коровником. Государственные власти отказали церкви в разрешении ее легализации, так и не сменив назначение здания с коровника на культовое строение, и не дали разрешения использовать его для богослужений. Незаконные богослужения общины в этом здании стали причиной неоднократных больших штрафов в добавление к его формальной конфискации. У общины на данный момент нет иного места для собраний, ранее им было запрещено использовать общественные помещения со стороны местной администрации по всему Минску. Была даже идея содержать несколько коров в церкви, чтобы номинально легитимизировать ее целевое назначение – но разведение крупного рогатого скота на территории Минска было запрещено.

Противостояние «Новой жизни» и государство началось в октябре 2006 г. , когда церковь проиграла аппеляцию против постановления, принятого 17 августа 2005 г. местным исполкомом, которая лишала ее прав на землю и требовала ринудительно продать здание. Минские власти наняли бульдозер с очевидной целью разрушения церкви. Члены общины и другие, солидарные с ними, предприняли для ее защиты массовую голодовку.

После того, как на адрес Лукашенко стали поступать письма поддержки со всего мира, пастор «Новой жизни» Вячеслав Гончаренко был приглашен на встречу с высоким чиновником Администрации Президента Олегом Пролесковским, котрый пообещал, что есть возможность легального решения проблемы. По этой причине Новая жизнь» вернулась к судам в декабре 2006 г. Однако после более, чем двухлетней задержки Высший Хозяйственный Суд 13 января 2009 г. принял постановление, которое вернуло все на начальный этап.

Теперь очевидно, что Администрации Президента просто нужно было выиграть время, после чего власти Минска потребовали, чтобы «Новая жизнь» освободила свое здание до 1 июня 2009 г., причем последним мотивом стало будто бы запланированное строительство детского сада – несмотря на то, что вокруг церкви для этого много места. Когда 1 июня окончился дедлайн, более 500 членов церкви и христиан со всей Беларуси пришли в церковь, решив не сдавать здание, которое они приобрели и реконструировали за счет своих средств, времени и тяжелого труда. Хотя община отказывается выполнять требование государства, до этого времени никаких действий не предпринимается. Один из чиновников, занимающихся этим делом, сообщил Форуму 18, что Беларусь «не такого рода государство, чтобы посылать бульдозеры» и будет разрешать ситуацию «цивилизованным путем». Блокирование государством всех предыдущих попыток членов церкви «Новая жизнь» на реализацию своей свободы совести в рамках белорусского законодательства показало, что этот случай является лакмусовой бумажкой во всей широте спектра религиозной политики режима. Тот ответ, котрый будет получен, покажет, в какой мере Беларусь действительно готова уважать права человека.

Произвольный отказ снимать помещения для богослужений на правах аренды, который привел к такой ситуации с «Новой жизнью», наиболее часто испытывают и другие протестантские общины. Подобный опыт имела харизматическая церковь «Живое Слово» на северо-западе г. Гродно. Когда она стала слишком большой для домашних богослужений, церковь начала искать подходящее помещение для аренды в городе. Поиски начались с нач. 2006 г. и продолжались 15 месяцев, но остались безуспешными. В последних пяти случаях, по словам пастора церкви Дмитрия Малюкевича, владельцы отказывали, как только понимали, что имеют дело с протестантской общиной. Дважды директора домов культуры соглашались сдавать свои помещения, но забирали разрешение сразу после того, как церковь обращалась к местным властям за согласованием. В этом случае церкви посчастливилось быть принятой местным католическим приходом.

Хотя регулярные богослужебные встречи в домашних условиях являются незаконными, община пастора Малюкевича никогда не встречала помех для их проведения. Как многие домашние группы, они смогли держаться незаметно. Но это не получилось у Баптистского Совета Церквей, организации, которая откололась от признанного властями Союза ЕХБ в 1961 г. в знак протеста против правил, котрые запрещали миссионерскую деятельность и религиозное воспитание детей. Принципиально отказываясь от государственной регистрации в пост-советских странах, из-за своей категорической позиции, они часто подвергаются преследованиям в Беларуси и других странах, где, вопреки международнгым стандартам прав человека, такая регистрация является обязательной.

Наказания за незарегистрированную деятельность

Вплоть до 2004 г. штрафы, накладываемые на членов Совета в Беларуси за незарегистрированную религиозную деятельность, были, как правило, сравнительно низкими – в размере среднего недельного заработка. Вместе с другими незарегестрированными независимыми протестантскими церквями была получена информация о 17 таких штрафов на протяжении 2003-2004 гг. Хотя Совет сообщил о 12 штрафах на протяжении уже 2005-2006 гг., в некоторых случаях они были существенно большими – около половины среднего месячного заработка.

А уже следующие штрафы, которых по сообщению Совета за 2007-2008 гг. было 11, были как минимум такого размера, а в ряде случаев намного большими. После своего домашнего богослужения в Барановичах, на которое местными чиновниками по идеологии была устроена облава в ноябре 2007 г., трое членов общины были оштрафованы в общей сумме на 840 тыс. бел. рублей (269 евро или 386 дол. США). В июне 2008 г. член Совета Церквей Владимир Бурштын второй по величине индивидуальный штраф – 700 тыс. бел. руб. (211 евро или 329 дол. США). Милиция установила, что он «организовывал пение хора и проводил беседы на религиозные темы» недалеко от рынка в Ушачах (Витебская обл.).

Самый большой штраф – 2 миллиона 100 тыс. бел. рублей (533 евро или 745 дол. США) был наложен на Николая Полещука в Осиповичах 28 мая 2009 г. за нарушение порядка проведения массовых уличных мероприятий. Ранее он уже получал три официальных предупреждения за проведение в городе христианской уличной библиотеки. Местные баптисты сравнивают штраф примерно с трехмесячным средним зароботком тех, кто работает в городе.

Члены Совета Церквей обычно преследуются по ст. 9.9 Кодекса об административных правонарушениях, которая назначает наказание за создание или руководство религиозной организацией без государственной регистрации штрафом в размере до 20 базовых величин. С С 2006 г. другие протестанты сталкивались с даже болеесерьезными наказаниями за богослужения в частных домах без государственного разрешения.

Антоний Бокун, пастор Минской пятидесятнической церекви Иоанна Предтечи, которая имеет государственную регистрацию, но собирается на встречи в частном доме, на использование которого в качестве культового не получено государственного разрешения, сразу после проведения в нем воскресного богослужения в мае 2007 г. был подвергнут административному аресту. По словам члена церкви, облаву осуществляли 10 представителей государства, в том числе двое из них – вероятно, агенты белорусских спецслужб КГБ – присутствовали с начала богослужения и начали снимать выступление приглашенного проповедника – епископа Сеогея Цвора. После того, как пастор Антоний провел ночь в заключении, он был арестован за проведение «несанкционированного массового мероприятия» на 620 тыс. бел. руб. (215 евро или 290 дол. США). Он был осужден по ст. 23.24 Кодекса об администратиных правонарушениях, которая предусматривает наказание за нарушение порядка проведения демонстраций и массовых мероприятий в виде предупреждения или штрафа в размере 30 базовых величин, или административного ареста до 25 суток.

Неделю спустя пастор Антоний был наказан уже 3-дневным административным арестом за проведение воскресного богослужения в подобных обстоятельствах.

Вероятно по причине усиленного милицейского режима в период президентских выборов, наказания за несанкционированные религиозные мероприятия были особенно жесткими весной 2006 г. Получивший сначала наказание в виде предупреждения, пастор реформированной баптистской церкви Георгий Вязовский был заключен на 10-дневный срок – это был первый в Беларуси с советских времен случай ареста за религиозную деятельность. Занимающийся проблемами свободы вероисповедания юрист Сергей Шевцов также был осужден на 10-дневный срок за организацию христианского семинара на частной квартире. Епископ С. Цвор избежал вероятного подобного же наказания за проведение богослужения в непредназначенном для этого частном доме только потому, что истек законный срок рассмотрения дела.

Внесенные в ноябре 2005 г. изменения в Уголовный Кодекс теперь предусматривают наказание за организацию или руководство религиозной организацией, котрая «нарушает права, свободы и законные интересы граждан, либо препятствует исполнению ими государственных, общественных или семейных обязатенльств» сроком до mht[ лет. Но эти положения пока не использовались.

Унесеныя ў лістападзе 2005 г. змены ў Крымінальны Кодэкс, цяпер прадугледжваюць пакаранне за арганізацыю ці кіраванне рэлігійнай арганізацыяй, якая “парушае правы, свабоды і законныя інтарэсы грамадзян, альбо перашкаджае выкананню імі дзяржаўных, грамадскіх ці сямейных абавязкаў” тэрмінам да трох гадош. Але гэтыя палажэнні пакуль не выкарыстоўваліся.

Пятидесятнические и харизматические общины, а также несколько белорусских праволславных общин, не связанных с Московским Патриархатом, также могут стать мишенью для преследований за несанкционированные богослужения. В сентябре 2007 г. пастор Дмитрий Подлобко получил официальное предупреждение в соответствии со ст. 23.24 Кодекса об административных правонарушениях после того, как местные чиновники пытались помешать воскресному богослужению, которое его хпризматическая церковь «Живое Слово» проводила в обособленном здании, находящемся в его частной собственности на юго-востоке г. Гомеля.

В феврале 2008 г. чиновники по идеологии прервали встречу молодежной группы в Мозыре (Гомельская обл.) по адресу, где их харизматическая церковь зарегестрирована, но не имеет разрешения на проведение встреч. Но никакого наказания применено не было.

В июле 2008 г. КГБ Пружанского района (Брестская обл.) пыталась запретить священнику Иоанну Грудницкому отслужить требы прихожанина на деревенском кладбище. Иоанн Грудницкий принадлежит к Временному высшему церковному управлению Русской Православной Церкви Заграницей, объединяющего членов РПЦЗ, отказавшихся поддержать объединение своей церкви с Московским Патриархатом в мае 2007 г. Ранее на него уже накладывались штрафы за проведение богослужений в жилых помещениях.

В марте 2007 г. спецслужбы КГБ даже устроили облаву на молитвенную встречу примерно 15-ти прихожан Церкви Московского Патриархата на частной квартире в Гомеле. Одному из членов группы потом было вынесено официальное предупреждение за руководство незарегестрированной религиозной общиной и «распространение религиозного учения».

Мусульманские и иудейские общины сообщили Форуму 18, что их домашние встречи, хотя и являются формально незаконными, но не находятся в фокусе внимания властей.

В одном из последних случаев преследования за несанкционированное домашнеебогослужение – пастор Валентин Боровик, чья пятидесятническая община числом менее 20 человек, по закону требующихся для регистрации, был оштрафован на 315 тыс. бел. руб. (95 евро или 149 дол. США) в июне 2008 г. «На встречах они читали Евангелие, обсуждали вопросы религиозной веры, пели песни и осуществляли религиозные обряды» - отметил Мостовский районный суд (Гродненская обл.) как доказательство правонарушения. В марте 2009 г. Белорусский Верховный Суд отказал пастору Боровику в обжаловании требования закона о необходимости санкционирования молитв. «Ваши выводы, будто админгистративная правовая норма противоречит Международному Пакту [ООН о гражданских и политических правах] не соответствуют действительности», – признал суд.

Действия Беларуси противоречат обязательствам, которые она на себя взяла

Обязательная государственная регистрация нарушает международные стандарты прав человека, которые Беларусь согласилась выполнять. «Требование к религиозным организациям быть зарегестрированными почти невозможно примирить с международными стандартами прав человека и стандартами ОБСЕ», - отметил проф. Малькольм Эванс, член Консультативного Совета экспертов по свободе совести или вероисповедания ОБСЕ (гл. http://www.osce.org/odihr/item_2_17959.html). – «Разве только когда эта регистрация делается для налоговых льгот или с целью получения благотворительного статуса, иначе не должено быть никаких требований обязательной регистрации».

Когда государство раньше сталкивалось с несоответствием закона 2002 г. тем обязательствам по правам человека, которые взяла на себя Беларусь, подписав пакт о гражданских правах и свободах, то ответ был похож на приведенные выше опровержения. Из-за отказа властей иметь помещения в Минске получившие отказ в регистрации религиозного объединения и, таким образом, в соответствии с белорусским законодательством, отказ и в праве приглашать иностранных гостей верующие общины Общества сознания Кришны пожаловались в комиссию по правам человека ООН в 2003 г. Комитет поддержал их жалобу, отметив, что «соответствующие помещения могут быть приобретены после регистрации» (№. 1207/2003, 23 жніўня 2005). Однако, даже получив предписание комитета ООН, белорусские власти просто выбрали тактику игнорирования прецедента, когда международное право преобладало бы над белорусским, настаивая на том, что их решение было справедливым в рамках белорусского законодательства.

Государство продолжает запрещать многие уличные мероприятия зарегестрированных организаций. Так, в августе 2008 г. местные власти небольшого поселка Свислочь (Гродненская обл.) запретили крещение в реке, запланированное пятидесятнической церковью «Благодать». Местный отдел по идеологии пояснил, что «из-за того, что большинство населения города принадлежит к двум традиционным для славянской территории конфессиям - православия и католичества – обряд крещения, котрый осуществляется вашей религиозной организацией, может вызвать противоречивую реакцию местного населения». За несколько моментов до начала был остановлен экуменический фестиваль в Борисове (Минская обл.), где должны были принять участие несколько белорусских христианских групп. И это несмотря на то, что на фестиваль было получено полное государственное разрешение в соответствии с Законом о митингах и демонстрациях 2003 г. , - о чем сообщил Форуму 18 польский католический священник Збигнев Григорцевич.

После того, как в мае 2009 г. на баптистского пастора Николая Полещука был наложен самый большой до сего времени штраф за несанкционированную религиозную деятельность (Ра распространение религиозной литературы), Форум 18 обратился за комментарием к властям с вопросим, стоило ли так наказывать за мирную религиозную деятельность. Анна Землянухина, начальник Осиповичского районного отдела по идеологии,Э ответила следующее: «Я знаю свою Конституцию и права человека. Все в соответствии с законом».

Белорусское и международное законодательство признают права заключенных и тех, кто содержится под стражей, на пастырские визиты, совместные богослужения и религиозную литературу. Однако узники совести сообщили Форуму 18, что в этих правах заключенным неоднократно отказывалось, в том числе, в отличие от обычных заключенных, их заставляли работать на Пасху и Рождество. Активисты политической оппозиции – в частности, молодые – разделяют христианские иеи, поэтому они часто подавали запросы на осуществление своей свободы вероисповедания и веры. На данный момент нет ни одного заключенного, лишенного свободы за свои религиозные убеждения.

Агенты государственного контроля

Возрожденные в 2003 г. государственные отделы по идеологии часто являются средством пристального мониторинга религиозных сообществ в тех случаях, какие описаны выше. Типично, когда в состав групп, врывающихся на религиозные собрания и инициирующие преследования верующих, входят чиновники по идеологии, сотрудники милиции, а иногда и КГБ.

Ключевым фактором в стараниях властех осуществлять контроль над религиозными сообществами является сохранение совецкого типа бюрократических аппаратов по делам религий, а также антирелигиозных установок. Вдобавок к Уполномоченному по делам религий и национальностей и четырем сотрудников его аппарата в Минске (до июля 2006 г. - Государственный комитет по делам религий и национальностей) во всех шести областях страны, а также в г. Минске есть один или два читновника по делам религий, а дальше чиновники, которые занимаются делами религий в каждом районе (примерно 20 на область).

Белорусский КГБ, который подчеркнуто не сменил своего наименования с советских времен, подобным же образом не сделал ни одной попытки дистанцироваться от своего советского прошлого, а наоборот, с гордостью выводит свою историю от советских спецслужб – ЧК. В 1920-е гг. «чекисты стояли плечом к плечу со всем белорусским народом в решении наиболее сложных и острых экономических и социальных задач, стоявших перед ними,» - сообщает официальный веб-сайт КГБ перед тем, как утверждать, что организация на самом деле была жертвой сталинских репрессий 1930-х гг.: «23 тыс. чекистов были репрессированы – наилучшие профессионалы, более того, товарищи [Феликса] Дзержинского [основателя КГБ], выдающиеся люди с богатыми и отзывчивыми душами, которые самоотверженно служили своей Родине и боролись за лучшее будущее своей страны».

КГБ охотился за иконами новомучеников – православных христиан, убитых за свою веру в Советском Союзе и канонизированных Православной Церковью, добиваясь, чтобы они были убраны из кафедрального собора в г. Гродно.

В то время, как Президент Лукашенко публично подчеркивает роль православия в Беларуси, Форум 18 нашел очень слабые доказательства государственной поддержки Православной Церкви (МосковскогоПатриархата) в большем, чем просто номинальном размере.

Новые тенденции

В то время, как приведенные выше аспекты религиозной политики присутствовали и до президентских выборов 2006 г., появилось несколько новых тенденций религиозной политики с того времени.

Независимые акции гражданского общества

Государство на данный момент старается ограничивать деятельность протестантов, в частности как потенциальной политической угрозы. Как отметил один протестантский верующий, когда одна за одной рушились политические, предпринимательские и общественные организации, церкви, как наибольшие оставшиеся общественные организации, вышли на передний план, особенно потому, что «каждый индивидуальный протестант – потенциальный активист». Действительно, верующие жаловались Форуму 18, что власти пробуют запретить им высказываться публично по широким социальным вопросам. После того, как другие методы переговоров с властями были исчерпаны, протестантские церкви действительно расширяют тактику организованного сопротивления, которая обычно ассоциируется со светским политическим активизмом, как, например, когда они добивались свободы вероисповедания. Общепризнанные политьические активисты, в свою очередь, опираются на религиозные идеи, и ряд ключевых фигур оппозиции являются убежденными христианами.

Кроме голодовки «Новой жизни» в октябре 2006 г. и последующих ненасильственных акций гражданского сопротивления, в которых приняли участие множество церквей со всей Беларуси, на данный момент самым ярким примером этого направления стал сбор подписей за изменения закона 2002 г., котрый начался в апреле 2007 г. «Мы защищаем права всех христиан (православных, католиков, протестантов), всех жителей Беларуси,» - заявил один из его организаторов, - закон нарушает права всех людей, даже атеистов».

Государство пробовало противодействовать тем, кто собирал подписи. Был получен отказ провести небольшой пикет на площади Свободы в центре Минска, который должен был отметить ее начало. На протяжении всего двух дней в июне 2007 г. милиция задержала 19 собирателей подписей на известной католической пилигримке и в центре белорусской столицы. Они также конфисковали около 7 тыс. листовок со сведениями о кампании и 500 экземпляров белорусского издания о нарушениях свободы совести, как сообщили независимые СМИ внутри Беларуси, а также Форум 18. Павел Ноздря, член харизматической церкви в Мозыре (Гомельская обл.), который лично собрал 2,5 тыс. подписей, в результате имел проблемы на работе. Когда кампания была на своем пике в 2007 г., он сообщил, что чиновник министерства образования спросил ректора Мозырского государственного педагогического университета, его работодателя: «Почему этот оппозиционер работает в вашем университете?», и контракт Ноздри как электрика не был продлен в середине марта 2008 г.

Тем не менее, удалось собрать более 50 тыс. подписей – минимальное число, которое необходимо для того, чтобы закон был пересмотрен белорусским Конституционным судом – и координаторы подали петицию в различные органы в феврале 2008 г. Все учреждения отказались принять петицию; типичный ответ повторял прежние отказы - утверждалось, что обвинения авторов петиции в нарушениях свободы совести «не соответствуют действительности».

Во время беспрецедентного 4-часового круглого стола религиозных лидеров в Минске 19 сентября 2007 г. вице-премьер Александр Косинец также отказал в возможности изменений в законе 2002 г. В мае 2008 г. копия подписей была представлена в Европейский Парламент, который в том же месяце принял резолюцию, которая призывала к пересмотру закона 2002 г.

Высылка иностранных религиозных деятелей

Другая недавняя тенденция со стороны белорусских властей – отказывать в визах все большему числу иностранных протестантских сотрудников и римо-католическим священникам и монахиням. Между концом 2006 г. и концом 2008 г. 12 польских католических священников и 8 монахинь были вынуждены покинуть Беларусь. За тот же период по крайней мере пять иностранцев-протестантов были департированы в связи с их религиозной деятельностью В прошлые годы также сообщалось о ряде таких случаев.

Во время встречи в сентябре 2007 г. вице-премьер Косинец особенно жаловался на присутствие в Беларуси иностранных католических священников и монахинь. Согласно отчету Интерфакса с этой встречи, Косинец сказал: «Мы за то, чтобы священнослужители в нашей республике были белорусами (...) люди не могут осуществлять религиозную деятельность, если они не знают или белорусского, или русского языка, а также не знакомы с менталитетом и традициями Беларуси (...) Вызывает удовлетворение, что по этому вопросу у нас есть взаимопонимание с Римо-Католической Церковью (...) замена иностранныъх священнослужителей белорусами должна состояться на протяжении семи лет». По словам архиепископа Тадеуша Кондрусевича, который возглавляет Католическую Церковь в Беларуси, из примерно 430 католических священников в Беларуси около 160 являются иностранными гражданами. Большинство из них – граждане Польши.

Хотя под петицией за возвращение пяти польских священников из Гродненской диацезии, высланных в конце 2006 г., было собрано более 12 тыс. подписей, никто из них не смог вернуться. Очевидно, что причиной преследований этих священников стала их общественная активность, например, организация антиалкогольных программ для некатолической молодежи. Например, кс. Збигнев Григарцевич был вынужден покинуть Белларусь, как очевидно, в связи со своим участием в запрещенном экуменическом музыкальном фестивале в Борисове, о котором государственные власти заявили, что он проводится без их разрешения.

Ватиканг эти события не критикует, верую, как видно, в возможность конкордата с Баларусью или даже визита сюда Папы. Даже наоборот, Госсекретарь Святого Престола кардинал Торчизио Бертоне во время своего визита в Беларусь в июне 2008 г. передал благодарность Папы Бенедикта XVI «за религиозную свободу, которую имеет Беларусь», отмечая также на пресс-конференции, что Закон 2002 г. является «хорошим законом, котрый отражает необходимую защиту и уважение прав пяти главных конфессий, традиционных для Беларуси». 27 апреля 2009 г. Папа Бенедикт принял на ауденции Президента Лукашенко, для которого было снято запрещение на посещение ЕС.

Первым со времени президентских выборов 2006 г. иностранным протестантом, вынужденным покинуть Беларусь, стал Трэвис Декер, гражданин США, активист баптистской общины в Минске, котрый получил ордер на департацию в марте 2007 г. за «нанесение вреда национальной безопасности Республики Беларусь». Ярослав Лукасик, гражданин Польши, активный в белорусской пятидесятнической общине, был подобным образом департирован в июне 2007 г. за «деятельность, направленную на нанесение вреда национальной безопасности Республики Беларусь в сфере межконфессиональных отношений». Вениамин Брух, гражданин Украины, основатель Церкви Иисуса Христа, одной из самых крупных харизматических общин г. Минска, считает, что его департация в октябре 2008 г. была из-за возможной слежки за ним со стороны КГБ, посколку считает его небезопасным для государства.

В феврвале 2009 г. два гражданина Дании, Эрлин Лаурсен и Рольф Берген были департированы за участие в богослужении в гомельской харизматической церкви «Живое слово». «Мы читали и проговаривали стихи из Библии, приветствовали людей и молились вместе. Вдруг ворвались милиционеры и забрали нас в участок,» - сообщил Форуму 18 Э. Лаурсен, - «Они сказали, что мы нарушили закон, потому что мы распространяли свои религиозные идеи». Пастор общины отмечает, что во время богослужения незнакомец снимал датчан на свой мобильный телефон, он подозревает, что это было частью слежки со стороны КГБ.

Религиозные общины понимают, что КГБ следит за их деятельностью. Офицеры КГБ очевидно имели внутренние сведения, когда они задержали двух граждан США в 2004 г. за религиозную деятельность в баптистской церкви в Ратомке (Минский р-н). Подобным же образом, как отметил один из прихожан, двое людей в обычной одежде, которые в 2006 г. заявили польскому священнику, что он нарушил закон, проводя мессу без государственного разрешения, «всегда сидят в нашей церкви».

Концепция по национальнойм безопасности Беларуси, подписанная Президентом Лукашенко 17 июля 2001 г., включает «активизацию деятельности иностранных религиозных организаций и миссионеров по монополизации духовной жизни общества» среди фундаментальных факторов, создающих угрозу национальной безопасности в гуманитарной сфере. Она также призывает к противодействию их «негативного влияния».

Даже когда официальное разрешение на осуществление религиозной деятельности в Беларуси есть, иностранные граждане находятся под жестким контролем. Постановление Совета министров от февраля 1999 г. предписывает, что они могут работать только в культовых строениях, которые принадлежат или постоянно снимаются религиозной организацией, которая их пригласила. Такой организацией может быть только зарегестрированное религиозное объединение, которое состоит из десяти или больше общин, из которых хотя бы одна должна функционировать в Беларуси на протяжении 20 лет. Перевод религиозного сотрудника из одной религиозной организации в другую - например, между приходами – требует особого разрешения соответствующего чиновника по делам религий, даже когда это касается единичного богослужения.

В добавление к этом, согласно новому постановлению от января 2008 г., которое сменило предыдущее, высший белорусский чиновник по делам религий теперь имеет единоличные полномочия решать, является ли вообще нужной работа религиозного сотрудника. Уполномоченный по делам религий и национальностей, котрым на данный момент является Леонид Гуляко, также имеет право не давать объяснений относительно отказа на визит иностранного религиозного сотрудника. Он также может сократить срок визита, «когда период времени, необходимый для осуществления целей, с которыми иностранный гражданин был приглашен, не соответствует потребованному». Иностранные граждане также должны пройти аттестацию на знание государственных языков Беларуси (белорусского и русского) для того, чтобы осуществлять религиозную деятельность.

Ограничения небогослужебной деятельности

Наконец, государство, после президентских выборов 2006 г. начала также ограничивать небогослужебную деятельность религиозных общин, в добавление к высылке нескольких католических священикоав за их общественную деятельность. В июле 2007 г. Олег Бобрик, местный чиновник по идеологии, пытался помешать ежегодному семейному лагерю, который проводила минская харизматическая Церковь Иисуса Христа. Выдав написанный от руки шариковой ручкой на обычной бумаге приказ, он утверждал, что лагерь должен иметь официальное разрешение отдела по делам религий. В августе 2007 г. член Баптистского Совета Церквей в Брестской обл. был оштрафован за организацию подобного церковного лагеря без разрешения властей; позднее штраф был онулирован по техническим причинам.

Совсем недавно чиновником по идеологии была атакована реабилитационная программа для алкоголиков и наркозависимых, котрую проводила Белорусская христианская социальная организация Клиф Хауз в восточной части Могилева. В результате облавы во время одной из сессий 11 мая 2009 г. ее координатор была оштрафована за осуществление несанкционированной религиозной деятельности на 140 тыс. бел. руб. (35 евро или 50 дол. США).

Чтобы познакомиться с личным комментарием Антона Бокуна, пастора пятидесятнической церкви в Минске, относительно борьбы белорусских граждан за возвращение своей истории как земли религиозной свободы, см. Новости Форума 18 от 22 мая 2008 г.:

http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1131.

Предыдущие материалы Форума 18 по свободе совести в Беларуси находятся здесь:

http://www.forum18.org/Analyses.php?region=16.

Полные доклады по свободе мысли, совести и вероисповедания в Беларуси можно найти здесь:

http://www.forum18.org/Archive.php?query=&religion=all&country=16.

Анализ нарушений свободы вероисповедания в восточных просторах ОБСЕ:

http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=806.

Распечатать карту Беларуси можно здесь: http://www.nationalgeographic.com/xpeditions/atlas/index.html?Parent=eur....

Источник: Форум 18 http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1311

Перевод с английского – портал “Царква”

Джэральдзіна Фэган