Слово на открытии XV Международных Кирилло-Мефодиевских чтений
04.06.2009Институт теологии Белгосуниверситета 21 мая 2009 года
«Досточтимые архипастыри, пастыри, многоуважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры!
В нынешнем году наши очередные — пятнадцатые по счету — Кирилло-Мефодиевские чтения посвящены определению духовных основ социальной и экономической устойчивости современного общества.
Вопрос этот вовсе не отвлечённый. Хотя на первый взгляд он и относится к области умозрительной, но на самом деле имеет совершенно практический характер и прикладное значение вот почему.
Разразившийся в 2008 году мировой кризис не обошел стороной никого.
Он поразил финансовую систему, экономику и промышленное производство всех развитых стран.
Он обострил социальные противоречия во всех уголках мира.
Вопреки предположениям большинства аналитиков, он показал, что его корни уходят куда глубже макроэкономических слоев и питаются на микроэкономическом, микросоциальном уровне.
Общая растерянность государств и народов свидетельствует о том, что мы столкнулись не с временным сбоем рыночного механизма, но с кризисом системы.
Сегодня много спорят о том, что является «возбудителем» разразившейся пандемии социально-экономического характера. В чём причина такого «обвала» системы?
Одни обвиняют банковские финансовые пирамиды. Другие видят истоки в неправильно организованной безжалостной конкуренции, которая лишь заявляет о равных возможностях для всех, но уже давно не предоставляет этих возможностей - ни на уровне государств, ни на уровне людей.
Кто-то наоборот винит во всём отсутствие реальной конкуренции из-за непомерного расширения монополий. Кто-то указывает на недостаточный контроль государства над частным сектором экономики.
Однако для всех участников спора характерно то, что они мало слушают друг друга.
Экономическая система — не является каким-то вечным и неизменным установлением. Это — порядок производства и перераспределения создаваемых материальных благ, установленный правовым образом.
При этом любая система перераспределения всегда будет представляться кому-то несправедливой. В силу чрезвычайного распространения такого греха, как зависть, никакая экономическая система не будет справедливой для всех.
Но всякая попытка создания государства безгрешных людей, обладающего совершенной экономической системой, будет утопией. Церковь трезво и реалистично смотрит на это. Вспомним пример из книги апостольских Деяний: многие среди первых христиан возжелали жить как «одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян. 4: 32). Но и среди них, добровольно избравших именно этот принцип экономического регулирования своих внутренних отношений, нашлись такие, как Анания и его супруга. Они «утаили» часть своих личных средств, пользуясь при этом общими материальными благами на равных со всеми правах (Деян. 5: 1–11). Действуя в людях, грехи всегда заставляют их лгать и нарушать ими же самими установленные порядки.
Экономическая несправедливость — неизменная данность истории человеческого рода. И когда Господь наш Иисус Христос говорит: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36), — это вовсе не означает отказ от стремления к справедливости. Ведь несправедливость — это плод обмана, это последствие лжи, отец которой, как все мы с вами знаем, диавол.
Однако приведенные слова Спасителя делают любые экономические постулаты относительными. Это значит они могут и должны меняться, если оказываются разрушительными, если в конкретной ситуации они не только не служат преодолению обмана и лжи среди людей, а наоборот подталкивают их к тому.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» утверждается, что «Церковь признает существование многообразных форм собственности… Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления — хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ» (VII.3).
Из этого следует такой практический вывод: средством к выходу из кризиса служит выявление обманных манипуляций, скрывающихся под поверхностью конструктивных экономических мероприятий.
Такой подход снимает вопрос о том, что сегодня надо спасать в первую очередь: банковскую систему, рабочие места или структурообразующие производства.
Все эти три составляющие экономической системы равно важны. Однако усиление одной за счет другой таит в себе коварную опасность. Нельзя обращать внимание только на макроэкономические схемы и рычаги, потому что это может привести к забвению интересов многих людей.
Общая социально-экономическая стабильность зависит от конкретной устойчивости жизненных условий простых тружеников, способных своей здоровой частной инициативой не только поддержать себя и свои семьи, но и создать рабочие места для многих своих родных, ближних и дальних соседей, своих соотечественников. Речь здесь может идти о поощрении личной экономической инициативы, о поддержке индивидуальных предпринимателей, об опоре на средний и малый бизнес.
Общество уже достаточно хорошо знакомо с принципиальной позицией Церкви в вопросах социального плана. Напомню, что краеугольным камнем в этом вопросе являются слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память которого наша Церковь сегодня отмечает: «Кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20–21). Настоящая искренняя и взаимная любовь отвергает всякое лукавство, всякую неискренность, даже если они вызваны призрачными благими намерениями.
Без искренней и действенной заботы о человеке не удастся преодолеть ни одно кризисное состояние, потому что даже самая малая доля двоедушия и двусмысленности немедленно начнёт создавать условия для возникновения следующего кризиса.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» настаивается на том, что «труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти» (VI.4).
Стабилизация мировой экономики невозможна без возрождения взаимного доверия между экономическими институтами и отдельными индивидуумами.
Но никакая экономическая модель не способна сама по себе выполнить эту задачу. Мы видим это на примере мифа о саморегулировании рыночной экономики.
Русская Православная Церковь инициирует открытую дискуссию между властью, предпринимателями и обществом по вопросу экономической этики. Недавно был создан Экспертный совет «Экономика и этика» при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Он объединил православных священнослужителей, ученых-экономистов, политиков, предпринимателей.
На различных общественных форумах Церковь постоянно обсуждает вопросы этики предпринимательства. Это видно, например, из «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», который явился итоговым документом VIII Всемирного Русского Народного Собора, прошедшего 4 февраля 2004 года в Москве.
В нашем Институте теологии за последнее время была проведена серия международных семинаров, позволяющих наладить сотрудничество специалистов в областях экономических наук, философии и богословия с широкими кругами заинтересованных лиц из предпринимательской среды.
Православная Церковь за последние десятилетия выработала собственные механизмы взаимодействия с социальными институтами, в том числе экономическими. Одним из таких механизмов стало создание общественных организаций и объединений, которые по духу оставались христианскими, но по структуре и механизму функционирования не отличались от других. В Беларуси ярким примером этого является Международное общественное объединение «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», на базе которого Белорусская Православная Церковь вот уже более 12 лет реализует инновационные проекты.
Церковь в ситуации финансового кризиса ответственно заявляет о необходимости коррекции мировоззренческих установок. И не только заявляет, но и предлагает этические основания для выстраивания новых рамочных условий экономической деятельности. Основания эти, напомню, сосредоточены в таких принципиальных и общедоступных документах, как «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
Мы далеки от мысли диктовать экономическому сектору определенные правила поведения и нормы взаимоотношений. Но неустанно надо напоминать обществу о божественной природе человека и о его высшем призвании, которое состоит в борьбе с грехом. И наш священный долг, заповеданный Богом, — это наша миссия, которая преследует эти цели борьбы за справедливость, борьбы за устойчивость в нашем обществе».