Слово Вселенского Патриарха Варфоломея на отпевании Патриарха Московского Алексия
11.12.20089 декабря 2008 года
«Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, путь совершил...» (Тим. 2, 4, 6-8).
Новость о неожиданной смерти почтенного Предстоятеля сестринской автокефальной Церкви России, любимого брата и сослужителя нашего Патриарха Алексия, пронзила болью сердце Православной Церкви. Мы начинаем нашу прощальную речь этими апостольскими словами, потому что мы абсолютно уверены в том, что мученическое исповедание имеет беспрерывное продолжение и неиссякаемые выражение и динамичность твердой веры, как прекрасно показывают во все времена христолюбивые лица, следующие на практике его спасительному примеру. Конечно, нет полного отождествления между ними и Павлом, но, тем не менее, мы можем сделать это сравнение, имея в виду, что неустанные борцы несут крест борьбы и продолжают эту миссию через века.
Наш почивший брат является достойным объектом этих слов. Он сам, со скромностью и умеренностью, прошел по многострадальной и очень ответственной стезе своего первосвятительского служения. Мы, хорошо зная его вклад в возрождение и утверждение ослабленной от ран Церкви, во главу которой он был поставлен архипастырским промыслом Господа, считаем, что эти слова апостола Павла вполне могли бы быть произнесены им как благодарность Богу за то, что в лице этого достойного Предстоятеля Он дал Своему народу пример для подражания.
Приснопамятный Патриарх Алексий умело управлял своей Церковью и смог вывести Православную Церковь в России из круга ее внутренних неустройств. Будучи простым архиереем, еще до своего вознесения на Патриаршую кафедру, он встретился с настойчивым и фанатичным противостоянием враждебной власти. Этот факт утвердил в его сердце убеждение в том, что надо неотступно бороться и ожидать доказательства воскресения, источником которого является Крест. И блаженная надежда этого мученического ожидания была исполнена во время его вдохновленного Патриаршества, когда исчезла отвратительная картина, которую видели его предшественники-мученики: «Иерусалим разоренной сынов Сиона, честных и равных золоту, пребывающих в плену и падающих десятками тысяч, и покрывающих землю мертвыми телами и кровью», как говорил наш великий предшественник Святитель Григорий Богослов.
Мы сегодня стоим вокруг его почтенного тела в носящей траур Церкви и исповедуем и говорим как страшны дела Господа; по множеству силы Его покорятся враги Его; придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими; очи Его воззрели на этот багряневший от крови монастырь. Те, кто огорчил его христоименитый народ, не поднялись на полное его уничтожение, Господь предоставил душам усопших живот и отдохновение; несравненный человеколюбец покрыл народ от скопища зла и, пожалев, дал ему Патриарха великих поступков и умелого в делах, дабы пострадавший виноградник восстановить и пошатнувшиеся сознания поддержать своей неиссякаемой силой любви и своим душевным терпением.
В самом деле, он стал ярким светильником веры в словах и в делах, проявляя достойную восхищения готовность сотрудничать с поместными сестринскими Православными Церквами. Он смотрел на Первопрестольную Константинопольскую Церковь как на материнское чрево возрождения народа, который он окормлял. Каждый раз, когда возникали редкие тучи в гармоничных отношениях двух Церквей, они разгонялись небесным дуновением любви и основанным на священных канонах иерархическим порядком вещей. Он высоко ценил то миссионерское свидетельство, которое когда-то представила на этой прославленной святыми русской земле Церковь – Матерь Константинопольская, поэтому он считал это свидетельство первопричиной и основным фактором достигнутого возрождения.
И Церковь – Матерь всегда общалась с ним в таком же духе. Мы много раз рассматривали и изучали жизнь этой бесчисленной Церкви во время его Патриаршества. Наше удивление и наши впечатления были приятными: всесторонняя, дисциплинированная и плодотворная организация Церкви; благолепные и красивые храмы и знаменитые монастыри, в коих подвизаются тысячи монахов и монахинь; Богословские Академии, духовные училища и семинарии - мы увидели и оценили все то, чем может гордиться любая хорошо окормляемая Православная Церковь. Существующая между нами и этой плодородной Церковью духовная связь развивалась все больше и представляла современному запущенному обществу предвкушение небесной влаги православной жизни.
Эту священную связь укрепил смелый в благих делах отошедший Патриарх, с которым мы имели невыразимую радость сослужить недавно в Киеве. Ничто не предвещало это неожиданное и горестное для всей Церкви событие. Однако воля Господня была другой: Патриарх Алексий пришел к общему и установленному Господом для всех людей концу своей жизни. Он завершил свой яркий церковный путь на своем посту как добрый воин Иисуса Христа.
Все мы, стоящие здесь, обдумывая итог его пребывания с нами, как он вдохновлено управлял этим удивительным кораблем Русской Церкви, должны задать себе вопрос – правильно ли, что на нашем собрании господствует печаль? Когда Церковь прощается с одним из выдающихся своих членов, с исключительно плодотворным Первоиерархом, который, по общему признанию, до последнего момента пребывал в духовной бодрости, боль изливается в слезах тихой радости, а печаль осиротения становится светлой, исполненной мира.
Слова Господа, на которых приснопамятный Патриарх основал свою жизнь и многостороннее служение, придают совершенно другое измерение сегодняшнему событию: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Иоан. 11, 26-27).
Аминь.