Воскреси нас, Господи, словом твоим!
22.03.2008Пастырское послание на Пасху 2008 г. архиепископа Тадеуша Кондрусевича Митрополита Минско-Могилёвского
Возлюбленные в Воскресшем Господе братья в архипастырском и пастырском служении, духовные лица, братья и сёстры!1. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого: Его нет здесь, Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф 28, 5-6). Эти слова Ангела, сидевшего на камне подле входа в гробницу, сегодня звучат в наших костёлах и часовнях, в наших общинах. Эти слова глубоко проникают в наши сердца, преображают их и наполняют радостью, даруя нам новую надежду.Радостным возгласом «Христос воскрес! – Воистину воскрес!», - мы возвещаем истину спасительного торжества Воскресения Господня и делимся ей с другими. Мы несём её в мир, спешим с ней к другим людям, так, как поспешили жены-мироносицы, когда, принеся масло для умащения, вместо тела Иисусова увидели пустую гробницу, в которую тремя днями ранее оно было положено. 2. Вечно живое и всегда актуальное слово Божие, приносящее нам эту радостную пасхальную весть, должно быть также и действенным (ср. Евр 4, 12), должно поощрять нас к обращению и духовному возрождению. Для этого нам надлежит позволить Христу благодатию Его воскресить нас к новой жизни. Возможно ли достичь этого в наш век всеобщего обмирщения?Жены-мироносицы беспокоились, говоря одна другой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк 16, 3). В нашей жизни происходит нечто подобное. Жизнь вдали от Бога и Его благодати, или даже такая жизнь, как будто Бога вообще не существует, делается тем камнем, который закрывает вход в наши сердца Христу. При этом временами нам кажется, что этот камень так велик, что никто не в силах его отвалить. Однако, истина Воскресения свидетельствует об обратном. Неужели Христос, воскресивший Лазаря (ср Ин 11, 38-44) и сам восставший из мёртвых, не сможет освободить нас из греховного рабства? Безусловно, Он – милосердный Иисус – может это сделать и делает это. Надо только лишь позволить Ему действовать в нас. Сам Он ни к чему не принуждает: предлагая свою помощь, Христос уважает свободу человека. Поэтому только от нас зависит, принять ли эту помощь или отказаться от неё. Переживая год слова Божия - источника надежды, которая, как учит нас Папа Бенедикт XVI, является основным словом библейской веры (ср. SS 2), надлежит обратиться к его силе, чтобы оно вкупе с Традицией Церкви подвигнуло нас отвалить камень от входа в тёмную пещеру нашей души, чтобы истина Воскресения Господа воссияла в нас. 3. Мы переживаем приход весны, на наших глазах пробуждающей природу к новой жизни. Также и сила Воскресения Христова, проявляющаяся и в слове Божием, должна оживлять человека.Известно, что дерево с повреждёнными корнями усыхает и гибнет. Также и христианин, по своей воле отказавшийся от собственных корней и не воспринявший истины Воскресения, подобным образом присуждает себя к духовной смерти. Поэтому, чтобы не растратить спасительной и животворной благодати Господа, следует всегда сохранять верность своему христианскому призванию. Недостаточно быть только номинальными и анонимными христианами, которых с Церковью не соединяет ничего, кроме свидетельства о крещении. Недостаточно только раз в году, на Пасху, придти в костёл, чтобы освятить праздничную снедь, повосхищаться величественным пением «Аллелюя», вместе с толпами верующих, а после снова надолго забыть про дорогу к храму. Этого далеко не достаточно…Пасхальные традиции надлежит принимать и переживать во всей глубине смысла этого главного христианского празднества. Так, к примеру, освящение пасхальных блюд должно помогать в духовном осмыслении праздника Пасхи. Освящённые яйца, явяляющиеся символом жизни, - это знак того, что Воскресение Господне ведёт к новой жизни и дарит надежду. 4. Воскресение Христа должно стать частью нашей жизни. Когда воскресший Христос стучит в двери наших сердец, заваленные тяжёлыми камнями грехов, надо прежде всего отвалить эти камни, чтобы открыть сердца. Для этого вместе с блудным сыном из евангельской притчи каждый должен сказать: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою» и броситься на шею нашему Милосердному Отцу (ср. Лк 15, 21).Не умерев для греха, мы не сможем воскреснуть для новой жизни. Как не было воскресения Христа без Его крестной смерти, так не может быть и нашего освобождения из рабства греха без спасительного креста покаяния. Необходимо осознать свою слабость и обратиться ко Христу со словами преступника, который покаялся: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твоё» (Лк 23, 42). Это необходимо сделать, чтобы в ответ услышать полное надежды обещание: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23, 43). Крест – это знак милосердия Божия, он ведёт нас к внутренней свободе. Потому нельзя равнодушно обойти его. Хотя человеку и нелегко оставить свои дурные наклонности и привычки, всё же, неотъемлемое условие воскресения к новой жизни – это разрыв с прошлым. Это и есть крест нашей жизни, но крест, которым достигается спасение. 5. Во время странствия из рабства египетского в землю Обетованную иудеи с сожалением вспоминали о том, как они сидели у котлов с мясом и вдоволь ели хлеба (Исх 16, 3). Пред лицом временных трудностей они полагали рабство лучшим, чем свобода, лишь бы только иметь вдоволь пищи. Материальные блага стали для них выше дара свободы. Когда в жизни место Бога и Его закона занято идолами богатства, безответственной вольности, аморальных наслаждений, удовлетворения беспорядочных желаний, либерализма, морального релятивизма, лживой «религиозной политкорректности» и иных современных кумиров, такой человек не сможет во всей полноте воспринять истину Воскресения Христова. Вместо радости принятия Христовых таинств духовно свободного человека ему более по душе «котёл с мясом» египетского рабства в его новых формах.6. Лишённый внутренней свободы и закованный в кандалы греховного рабства человек не сможет пережить всю глубину таинства Воскресения Господа. Ибо пасха – это переход из рабства к свободе, Пасха – это освобождение! Полагая пример в святом Августине, мы должны опасаться сознательно избегать Бога, уклоняясь от встречи с Ним и стремясь в рабство греха, потребительства, удовольствий и иных форм зависимости. Во времена постмодернизма Воскресшего Христа надлежит принимать так же, как принимали Его апостолы. Таинство Воскресшего Господа вернуло им утраченную надежду, а ниспосланный Дух Святой вдохновил их на самоотверженное проповедание Благой Вести.7. Воскресший Христос сегодня обращается к нам со словами: «Не бойтесь!» (Мф 28, 10), так же, как сказал это женам-мироносицам. Слова «не бойтесь!» стали девизом служения Раба Божия Иоанна Павла ІІ (ср. МЗ, с.26), тридцатилетие избрания которого на престол святого Петра мы будем отмечать в этом году. Его призыв развивает дальше Папа Бенедикт XVI, подчёркивая, что не следует бояться Господа Бога, который ничего не отбирает, но лишь даёт (ср. WSP, s.36). Сегодня, перед лицом вызовов обмирщения, религиозного равнодушия, а также проявлений отхода от веры, Христос, который говорит: «Не бойтесь», ибо «Я победил мир» (Ин 16, 33), победил грех, смерть и сатану, призывает нас познать и полюбить истину, которой является Он сам, наш Воскресший Господь. Эта истина дороже всех материальных благ и удовольствий этого мира. В свете истины Воскресения Господня, открывающего нам путь к вечному счастью, необходимо осознать и глубоко принять в своём сердце то, что является истинной ценностью, и отказаться от иллюзий, ведущих к разочарованиям. Несмотря на то, что современному человеку, в особенности, молодому, угрожает огромное количество опасностей, прежде всего – в его духовной жизни, ему надлежит внимательно вслушаться в призыв Христа: «Не бойтесь!», ибо, если Иисус способен воскресить умершего из могилы, то Ему не составит труда решить и наши духовные проблемы. Надо только надеяться на Него и жить в свободе детей Божиих.8. Мы также должны с уважением относиться к новым условиям приобретённой свободы вероисповедания, охранять и беречь первородство закона Божия, являющегося гарантией блага для каждого человека. Необходимо помнить, что свобода требовательна, она не сохраняется автоматически и уничтожает себя тогда, когда желает стать неограниченною, способствуя развитию морального релятивизма, как подчёркивает Папа Бенедикт XVI (ср. CPE, s.133-135).Поэтому перед лицом грозных вызовов современности нам следует принять истину Воскресения Христова и жить ей; следует позволить Христу действовать в нас, ибо будущее не построить лишь на минималистской этике, поверхностной традиционной религиозности, которой угрожают опасности обмирщения, морального релятивизма и «религиозной политкорректности». 9. Братья и сёстры!Воскресение Христа наполнило апостолов радостью и надеждой. Поэтому после Великого поста – времени нашего обращения – возрадуемся и мы светлому празднику Пасхи, празднику жизни и надежды!От всего сердца поздравляю вас со спасительным торжеством воскресения Христа. Поздравляю также христиан других вероисповеданий, отмечающих сегодня это Празднество празднеств. Поздравляю верующих Православной Церкви, переживающих святое время приуготовления к Пасхе и от всего сердца желаю, чтобы она воистину стала благословенным временем для наших православных братьев и сестёр. Перед лицом вызовов секуляризма мы призваны к совместному свидетельству о христианских ценностях и к их защите. От этого будет зависеть, станет ли достоянием наших современников спасительная истина Воскресения Христова, ведущая к духовной свободе.Посредством заступничества Марии, с радостью принявшей весть о Воскрешении Её Сына, желаю всем счастья, радости и щедрых милостей от Воскресшего Спасителя и от чистого сердца благословляю во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.Христос воскрес – Воистину воскрес!
Минск, 15 марта 2008 г.
Торжество св. Иосифа
_____________________________________________
Использованя литература и принятые сокращения:
1. Бэнэдыкт XVI, энцыкліка Spe salvi (SS).
2. Иоанн Павел II, «Мысли о земном». Москва 1992 (МЗ).
3. Benedykt XVI, «Według serca Pana». Warszawa 2005 (WSP).
4. Jozeph Kardynał Ratzinger, «Czas przemian w Europie». Wydawnictwo «M», Kraków 2005 (CPE).
Перевод на русский язык - А.К.