Второе Пришествие внутри нас
20.02.2008
В эти дни первой подготовительной недели к Великому посту евангельскими чтениями в Церкви предлагается нам, как бы перед началом пути, предупреждение о том, что же нас ждет в пути. Особенно в конце его. Конечно, не краткого пути поста, но пути всей истории. Как известно, в духовно-аскетическом плане Великий пост и рассматривается как некий образ или модель жизни христианина или даже всего христианства. И вот здесь интересно разобраться, о чем же собственно, о каких событиях говорит Господь.
С одной стороны мы видим, что несомненно повествуется о кончине мира, последних днях истории перед Вторым Пришествием:
24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.
31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
(Мар.13:24-32)
Но если вернемся к началу 13-й главы, то увидим, что разговор начался с Иерусалима. Ученики восхитились величием храмовых зданий, и на это Господь ответил им пророчеством о скором их разрушении: «не останется здесь камня на камне». Некоторые фразы далее тоже скорее можно отнести к пророчествам о частных событиях в Иудее:
14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
(Мар.13:14-18)
Еще сильнее в этом убеждают слова , приведенные евангелистом Лукой:
20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
(Лук.21:20-24)
Несомненно, перед нами пророчество о разрушении именно Иерусалима, что, собственно, через несколько десятков лет и произошло.
Но, в то же время, в том же Евангелии от Луки повествование, приведенное выше, продолжается так:
25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
(Лук.21:25-31)
Определенно это уже о кончине мира. Так о каких же событиях пророчествует Иисус Христос?
Разумеется, этот вопрос задавался не раз, и на него найден ответ. Дело в том, что здесь, как и часто в библейских текстах, одно и то же повествование имеет многоплановую адресацию. Говорится о событиях ближайших, но через них передаются знание на более дальнюю и более глобальную перспективу. Поэтому и здесь Господь говорит одновременно о двух событиях, используя образы одного для рассказа о другом.
Но такой подход заставляет предположить – а только ли два этих плана присутствует в этом тексте? И действительно, если внимательно вчитаться, то можно обнаружить по крайней мере еще один план – о будущем распространении Церкви и о тех бедствиях и гонениях, которые придется перенести христианам. Тут же мы читаем слова, которые принято относить к пророчествам о массовом мученическом подвиге христиан:
12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13 будет же это вам для свидетельства.
14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
(Лук.21:12-17)
Интересно, что слова «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Матф.24:29) некоторые комментаторы склонны относить к аллегорическому описанию поражения язычества, поскольку солнце, луна и звезды это распространенные символы идолопоклонства. И все эти потрясения, гонения и мучения в конце концов «когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Лук.21:31). То есть в ближайшей перспективе само Второе Пришествие оказывается образом более близких событий, но столь эпохальных, что они являются важнейшим и необходимым этапом на пути к нему. Даже начало его.
Но, как известно, не менее необходимым и важнейшим является еще один этап. Это Пришествие и победа Господа в сердце человека. Это тоже глубочайшее. С помрачением светил прежних ценностей. С падением звезд идолопоклонства. В скорбях и бегствах от себя самого и к себе самому. По крайней мере, таким должно быть истинное, Второе Пришествие. До этого у нас только Пришествие Первое, если есть таковое. Оно не в славе, а в уничижении нашей прежней жизни. Господь у нас в сердце не на троне Царства, а на задворках, где негде ему и главу преклонить. Поэтому если придет такое бегство и потрясение, не нужно его ужасаться, а следует радоваться, ибо это значит, что скоро узрит душа «Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою». Значит, «близко Царствие Божие».