Петр Рудковский: ”Церковь должна выступить в защиту прав человека”
18.02.2008Программа «Радио Свобода. Общественный редактор»
Общественный редактор этой недели – Пётр Рудковский. Ему тридцать лет. Родился в Конвелишках Вороновского района. Окончил Ягеллонский университет в Польше. Теолог, философ, католический диакон, монах Доминиканского ордена. Постоянный автор журнала “Архэ”, газеты “Наша ніва”, ряда популярных интернет-ресурсов.
Улитёнок: «Какой отзвук имели Ваши острые выступления про ополячивание и антибелорусскую позицию Костёла на Гродненщине?»
Рудковский: «Некоторые священники и верующие выказали определённую солидарность. Однако многие считают это неоправданным шагом в том смысле, что, дескать, зачем было это высказывать в публичной форме.
Мой ответ таков: не стоит бояться публичности. Если проблема публичная, то она имеет больше шансов на решение. Преодолеть некоторые проблемы нам легче сообща, чем когда проблема закрыта, табуизирована.»
Улитёнок: «Каково состояние и перспективы многоконфессиональности в Беларуси – иногда говорят, например, что в скором времени наберут вес евангелисты?»
Рудковский: «Специфика евангельской церкви, действительно, в том, что она вполне приемлема для определённой категории людей - возможно, тех, кто наиболее склонен к эмоциональной духовности. Но – не для всех, кто ищет веру.Совсем не каждому такая форма религиозности подходит. Разным людям нужны разные формы духовности. Поэтому я не думаю, что Евангелие решительно распространится завтра в ущерб православию или католичеству.»
Улитёнок: «Чем опасно так называемое огосударствление православной церкви?»
Рудковский: «Чрезмерное сближение с государством или расчёт на него – ну, это попросту угрожает девальвацией этой конфессии как таковой. Однако, я не думаю, что тотальное огосударствление действительно угрожает белорусскому православию.»
Улитёнок: «Почему на официальном уровне церковь не реагирует на массовые нарушения прав человека?»
Рудковский: «Ещё недостаточно развита интеллектуальная рефлексия на тему роли костёлов и церквей в общественной жизни. Требуются огромные интеллектуальные силы для осознания того, где сферы дозволенного для Церкви: является ли публичное выступление в защиту прав человека нарушением принципа её отделения от государства либо не является таковым?
По моему личному мнению: да, в случае очевидного нарушения прав человека церковь и костёл должны созвучно выступить в их защиту – это один из принципов верности человеку, верности призванию быть защитником человеческого достоинства. Тем не менее, это не является очевидностью для иерархов.»