РОДИЛСЯ НАМ ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ
24.12.2007Пастырское послание к Рождеству Господню 2007 г.
Братья в епископском и священническом служении, посвященные лица, дорогой верный народ!
От всего сердца приветствую вас и поздравляю со спасительным торжеством Рождества Господа в год всеобщего призвания к святости!
Кто же Он, Избавитель, рожденный в вифлеемском хлеву?Авторы Нового Завета, с одной стороны предлагают нам ответ на этот вопрос, используя понятия того времени, с другой же – этот ответ чрезвычайно богат в богословском измерении.
Избавитель является «наследником всего» (Евр. 1:2). – пишет автор послания к Евреям. Понятие наследства имело огромное значение на древнем Востоке. Наследник – это тот, кто олицетворяет господина и его дела; он имеет равные с ним права. Поэтому апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии говорит, что Спаситель «пришел к своим» (Ин. 1:11). Бог через Сына Своего сотворил этот мир. «Все через Его начало быть» (Ин. 2:3), - подчеркивает Иоанн Богослов. Папа Бенедикт XVI в связи с этим у своей энциклике Deus caritas est (Бог есть любовь) говорит, что «весь мир был сотворен благодаря силе Его творческого слова» (ср. DCE 9). Весь мир своим существованием обязан Христу и направлен на Христа, ибо только в Нем он находит основание и смысл своего существования.
Возможно, для нас, людей уже столетия, эти богословско-философские размышления звучать уже не так убедительно, как для христиан апостольских времен. Однако они должны помочь нам понять и углубить нашу уверенность в том, что в момент рождения Дитя в Вифлееме совершилось, что-то неповторимое. А именно, совершилось таинство Боговоплощения, и в мир пришел так долгожданный Избавитель; исполнилось пророчество Исайи: «воцарился Бог твой! (...) утешил Господь народ Свой (...).10 Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. (Ис. 52:7, 9, 10). Таким образом, человеческая история получила новое качество – она обожествилась, в ней появился Бог в человеческом облике и сердцем; Бог, близкий к людям.
В рождественское бдение мы собираемся за одним столом, чтобы поделиться облаткой и пожелать друг другу мира, счастья, радости. Именно за общим рождественским столом особенным образом переживается таинство мира, которым Бог одаряет людей доброй воли (Лк. 2:14). В этой атмосфере душевного спокойствия мы приходим в наши костелы, чтобы снова переживать таинство Боговоплощения и вслушиваться в то, чему учит нас торжество Рождества Господня.
В первую очередь оно говорит о реальности вхождения Бога в человеческую историю и о Божьей любви к людям, любовь к миру, в котором живет человек. В трудные моменты нашей жизни мы часто забываем, что именно Сын Божий пришел в этот мир и принял на себя человеческие страдания, принял человеческое счастье и несчастье. Сын Божий, благодаря Своему личному опыту знает, что переживает каждый из нас и с чем мы не можем справиться. Поэтому без страха, непонимания, мы можем обращаться к Нему, можем искать у Него помощи и выхода из трудной ситуации.
Сегодняшнее торжество также говорит нам о возвышении и славе простых людей. Так как первыми, кому была дана благодать увидеть рожденного Избавителя и поклониться Ему, были не руководители израильского народа, не фарисеи, не ветхозаветные священники, не сильные мира этого, а простые пастухи.
Именно они первыми приняли весть о рождении Спасителя и поверили ей. Именно их, незаметных в тени сильных и славных мира этого, возвеличил Бог и о них рассказывает Евангелие, которое будет провозглашаться до конца времен.
В связи с этим мы должны сегодня спросить самих себя: а какое наше отношение к евангельской вести? Как мы сегодня воспринимаем Благую Весть, у том числе и о Рождестве Христа? Целиком ли мы принимаем ее? Может мы готовы принять из нее только то, что соответствует нашему типу мышления или секуляризованной культуре современного мира? У нас есть две возможности: уподобиться царю Ироду, который желал уничтожить все, напоминающее о Христе, или, следуя примеру вифлеемских пастухов поверить и принять Благую Весть о спасении.
И наконец, сегодняшнее торжество говорит нам, что важно не то, как и где родился человек, а то, как он живет. Избавитель пришел в этот мир в крайней нищете, Ему не нашлось даже места в гостинице (Лк. 2:7). Однако Христос Своей жизнью показал, что достоинство человека определяют ценности, которые он исповедует и несет в себе. У этом смысле Христос оставил нам самый лучший пример для подражания.
Поэтому Рождество Господне – это как бы лекция для нас. Лекция, которая должна предостерегать от падения с высокого пьедестала, на который мы сами себя возносим. Эта лекция смирения для нас – людей, живущих в эпоху постмодернизма, которые надеются только на собственные силы, на рациональный разум, на достижения науки и техники. Это, в конце концов, лекция выдержки в стремлении к совершенству.
Во Христе материальный мир получил свой центр. В Нем мир получил «Жизнь» и «Свет». «А свет во тьме светит» (Ин. 1:5), и это означает, что «Жизнь» пробилась в наш мир через окостенелую и заскорузлую поверхность. Поэтому человек уже не должен на ощупь искать что-то неизвестное, о чем ничего не знает. Он не должен убегать от реальности жизни, т.к. во Христе она перестала быть темной бессмысленной пустыней. Для человека закончился путь в неизвестность, и он во Христе получил свою цель. Бог вышел на встречу человеку, благодаря чему человек чувствует себя в этом мире безопасно, как у себя дома, т.к. здесь его встречает безграничная Божья любовь. Жизнь человека обрело смысл. Поэтому побег от реальности стал бы побегом в бессмысленность.
Возлюбленные в рожденном Спасителе браться и сестры!
От всего сердца поздравляю вас с Рождеством Христовым! Поздравляю другие христианские Церкви и общины, которые вместе с нами празднуют это спасительное торжество. Поздравляю верующих Белорусской Православной Церкви, которые через тринадцать дней будут праздновать Рождество Спасителя, и желаю им как можно лучше подготовиться к этому празднику.
Все мы, христиане разных Церквей и общин, исповедуем ту же самую истину о Боговоплощении, которая стала знамением пришествия в мир Бога в образе человека, возродившего нарушенную первородным грехом гармонию. Христос, став центром человеческой истории, для всех нас является также центром притяжения.
это – императив, обязующий нас к новому бескомпромиссному, лишенному «религиозной политкоррекции» провозглашения истины Евангелия и к защите моральных ценностей с целью создания цивилизации любви и построения общества, основанного на взаимном уважении, взаимной любви, справедливости и обещанном Спасителем мире.
От всего сердца желаю вам Божьей благодати, способностей и сил перенести на все дни нашей жизни атмосферу сегодняшнего праздника, атмосферу любви, мира и единства.
Радости вам, счастья, щедрого Божьего благословения в праздник Рождества Христова и весь рождественский период, а также в весь грядущий Новый 2008 год, который в душепасторской программе Католического Костела в Беларуси будет проходить под девизом: «Божье слово – источник надежды». Выбирая такую тему, наш местный Костел стремится полнее участвовать в жизни Вселенского Костела. Это связано с тем, что 28 июня 2008 г. начинается Год святого Апостола Павла, который неутомимо провозглашал Евангелие всем народам, а в октябре в Ватикане начнет работу очередной Синод Епископов, посвященный слову Божьему в жизни и миссии Костела. Святой Отец Бенедикт XVI в своей последней энциклике Spe salvi (Спасенные в надежде) призывает прислушаться к свидетельству Библии о надежде, т.к. правда, слово «надежда» является центральным словом библейской веры (пр. SS 2).
Еще раз, братья и сестры, с праздником Рождества Христова! Поручая всех вас защите Богородицы Марии, которая родила миру Спасителя, я делюсь с вами облаткой в знак единства, и от всего сердца благословляю в Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь
(перевод Инга Татур /belarusnews.ru/)