Как обстоят дела в Белорусской автокефальной православной церкви?
20.12.2007
26 ноября в США умер митрополит Белорусской автокефальной православной церкви в эмиграции Изяслав. Этому печальному событию, современному состоянию БАПЦ и её перспективам в аспекте утраты Первоиерарха посвящён сегодняшний выпуск передачи «Символ веры».
Бондарук: Владыка Изяслав умер после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Поминальные богослужения состоялись 30-го ноября и 1 декабря в церкви Богородицы Жировичской в Айленд-Парке, штат Нью-Джерси. Погребён митрополит Изяслав на православном кладбище в Ист-Брансвике. Чин погребения совершал епископ Детройтский Александр из Киевского Патриархата. Сослужили ему 6 священников, в том числе и один белорус, о.Вячеслав Логин. После погребения в приходском зале состоялась поминальная трапеза, во время которой речи произносили: владыка Александр, секретарь консистории БАПЦ Якуб Сапежинский, председатель приходского совета в Бруклине Ростислав Гарошка, председатель приходского совета в Айленд-Парке Виктор Дубяга, а также многолетний помощник и близкий и верный друг митрополита Изяслава Борис Данилюк. Он напомнил собравшимся о жизненном пути митрополита и , в частности, сказал:
Данилюк: Доброжелательный и настроенный жертвенно работать с каждым соотечественником на благо Отечества, он много лет возглавлял деятельность белорусской послевоенной эмиграции сперва в Канаде, а позже в Америке. Когда, после провозглашения независимости Беларуси, появилась возможность вернуться на Родину, он был готов начать там работу над восстановлением Белорусской автокефальной православной церкви, без которой не могло бы быть и нет действительно независимого белорусского государства.К сожалению, никто из тех, кто должен был бы понять и помочь осуществлению этой идеи, навстречу его стремлению не пошёл. Не взирая на эту трагедию, светлой памяти владыка Изяслав не сломался. А посвятил своё внимание обеспечению дальнейшего существования БАПЦ за границей как гаранта её необходимого и неизбежного восстановления в Отечестве в будущем.
Бондарук: Борис Данилюк отметил большие заслуги покойного митрополита Изяслава для новой волны белорусской эмиграции с начала 1990-х г.г. Митрополит ходатайствовал перед американскими властями и просил их широко открыть двери для белорусов, ранее не имевших никаких возможностей для переселения, разве что, принудительно, в сибирскую тайгу. Митрополит Изяслав надеялся, что хотя бы часть из новоприбывших останется в Церкви и придёт на смену старой эмиграции…
Данилюк: За его подписью десяткам новоприбывших во второй половине 1990-х лет прошлого века и в начале этого века белорусов были выданы обращения к американским эмиграционным властям с обоснованием заслуг этих людей для получения политического убежища и просьбами, которые помогли почти всем из них остаться в Америке. Сегодня многие из этих людей присутствуют среди нас на прощании и поминании нашего скромного, а если надо – действенного архипастыря. В конце жизни, когда его уже одолевала тяжкая болезнь, он успел ещё познать счастье и радость по поводу объединения, под его омофором, нашей церкви, расколотой прежде непотребно и не на пользу ей. И с этим ликующим чувством он отошёл, чтобы предстать перед высочайшим престолом Божиим. Пусть же Бог всемогущий примет его душу в рай и содеет так, чтобы его архипастырские труды дали щедрый плод и сбылись его мечты, а в наших сердцах сохранится и достанется будущим поколениям добрая память о нём.
Бондарук: В качестве биографической справки: митрополит Изяслав, светское имя Янка Бруцкий, родился 22 января 1926 года в Белоуши близ Столина на Брестчине. Окончил польскую начальную школу. В мае 1943 года был вывезен на принудительные работы в Германию. После капитуляции Германии попал в лагерь в Ганновере. Оттуда в 1947 году эмигрировал в Канаду. Окончил университет в Манитобе по специальности инженер-строитель. С 1962 года жил в США, был активистом Белорусско-американской ассоциации. В 1979году был рукоположен архиепископом Николаем (Мацукевичем) в священники. Хиротонисан в качестве второго епископа БАПЦ с монашеским именем Изяслав 22 февраля 1981 года. Его хиротонию не признал митрополит Николай, что и привело к расколу БАПЦ. На III-м Соборе в Манчестере в мае 1984 года избран митрополитом части БАПЦ с кафедрой в Бруклине. Другую часть церкви возглавлял посвящённый в епископы в 1968 году митрополит Николай, скончавшийся 20 июня 2002 года. Через год после его смерти, в августе 2003 года. Состоялся объединительный съезд БАПЦ. Что касается собственно белорусской автокефалии, то её истоки коренятся в 13-м столетии. Когда существовала независимая Новогрудская митрополия во главе с греком Феофилом. Она просуществовала до 1595 года, когда митрополит Иосиф Солтан перешёл в унию. В 1812 году, во время наполеоновских войн, архиепископ Варлаам Шишицкий восстановил автокефалию, но в скором времени она была упразднена.23 июля 1922 года в кафедральном соборе Святых апостолов Петра и Павла в Минске состоялся церковный синод, принявший решение восстановить независимую белорусскую митрополию, избрать архиепископа Мелхиседека (Паевского) митрополитом Минским и Белорусским и восстановить 4 епархии: Минскую, Бобруйскую, Мозырьскую и Слуцкую. Вторая попытка восстановить автокефалию произошла в 1927 году. К автокефальным структурам во главе с епископом Филаретом присоединились 50 приходовю 30 августа 1942 года в Минске открылся Первый Всебелорусский православный собор. Участники собора одобрили устав и направили обращение к другим православным церквям с просьбой о признании. В конце июня 1944 года белорусские иерархи и некоторые священники бежали на Запад. 5 июня 1948 года на соборе в Констанце БАПЦ была восстановлена.После войны большинство белорусов из лагерей для перемещённых лиц эмигрировало в Канаду и США. Сторонники автокефалии использовали помощь Украинской автокефальной церкви, иерархи которой 19 декабря 1949 года посвятили в епископский сан с титулом «Виленского» архимандрита Василия Томащика. 15 февраля 1968 года с титулом епископа Гродненского, Новогрудского и Кливлендского был посвящён в епископы Андрей Крит. 10 марта того же года архимандрит Николай Мацукевич стал епископом Турова, Пинска и Торонто. В качестве второго епископа, как уже упоминалось, был поставлен Изяслав (Бруцкий). А каково нынешнее положение БАПЦ после смерти митрополита Изяслава?
Логин: Сегодня у нас два больших белорусских прихода в Австралии, есть несколько приходов в Европе, в частности, в Англии, очень крепкий приход в Канаде, Торонто, большие приходы в Америке – это наша кафедра в Нью-Йорке, являющаяся, можно сказать, центром белорусской эмиграции. Также имеется приход в Нью-Джерси. Есть также приходы, ещё не определившиеся со своим подчинением, например, весьма крепкий приход в Кливленде. Но думаю, что с разрешением в нашей церкви вопроса о иерархии, многие приходы присоединятся к нам. Есть несколько приходов, подчиняющихся грекам, Константинопольскому патриархату. Но, как показала история послевоенной эмиграции, всё же приходы юрисдикции БАПЦ в большей степени сохраняли свой белорусский характер, национальные обряды и язык. Это потому, что приходы в греческой юрисдикции, к сожалению, не имеют и никогда не имели своего епископа, и потому, что эта церковь совсем не развивается, а держится преимущественно на том, что было заложено послевоенной эмиграцией. Бондарук: Несколько лет назад деятелей так называемой «старой эмиграции» весьма обнадёжило посвящение двух новых епископов: Александр Сологуб и Василий Костюк должны были стать преемниками обоих митрополитов, привести разделённую Церковь к полному и подлинному объединению. К сожалению, из этого ничего не получилось. Что случилось с этими епископами?
Логин: Эти епископы, к сожалению, отошли от нашей Церкви, а точнее – были отстранены от руководства, вышли за штат. К сожалению, они имели мало общего с белорусским православием. Насколько мне известно, владыка Василий Костюк сегодня представляется в качестве епископа Константинопольского патриархата. О судьбе владыки Александра Сологубв нам ничего не известно. Когда он вышел за штат, никакой деятельности не вёл.Я просто хотел бы сказать, что мы должны всегда избирать кандидатов в епископы, во-первых, происходящих из нашей церкви, воспитанных на белорусском православии. Поскольку человек, воспитанный в ином национальном духе или в иной церкви, относится к белорусской церкви с позиции иной конфессии, а иерарху надлежит жить делами данной церкви, для него Беларусь и Православие должны быть одним целым. Ведь часто люди очень любят своё Отечество-Беларусь, но в делах церковных разбираются мало. Или бывает наоборот, когда человек – православный по духу,но беларусь для него – это пустое место. И тогда в этом случае он также не может жить белорусской церковью, белорусским православием, не сможет дать своему народу то духовное богатство, которое должен нести.
Перевод на русский язык - А.К.
Еще по теме Анализ религиозной ситуации в Беларуси:
- Осторожный пессимизм: итоги католического года
- Типовая приходская жизнь вопреки уставу (forb.by)
- Опубликован ежегодный доклад Госдепартамента США о религиозной свободе в мире
- Митрополит Филарет и митрополит Павел появились вместе на публике
- Кому поздравление, а кому черная метка
- Религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения в 2010 году