Зачем верующему Церковь?

 

И в нашей стране, и в других странах христианкой культуры число людей, считающих себя верущими, часто даже конкретнее - христианами, в разы больше прихожан церквей.

Иногда человек даже видит некую заслугу в своей невоцерковленности - его вера слишком чиста для Церкви. Его чистому, духовному порыву не нужны ни посредники, ни обряды. Он сердцем чуствует Бога.

Довольно часто еще говорят, что Иван Иванович в Церковь не ходит, а вот человек замечательный; а вот Петр Петрович - усердный прихожанин и при этом отвратительный тип. Что ж, бывает; Причастие - не таблетка, а благодать - не магия. Но хорошесть Ивана Ивановича - это еще не вера. Вера, о которой идет речь в Библии - это определенные взаимоотношения с Богом. И Он сам устанавливает условия, на котрых мы вступаем в эти отношения. Когда читаешь Библию, выясняется одна неожиданная вещь. Бог поразительно мало имеет отношения к тому, что у нас называется "духовностью". Один из ключевых моментов Ветхого Завета - Исход евреев из Египта включает в себя подробное описание обряда, который должны были совершить верующие.

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. (Исх.12:3-13)

Участие в жетвоприношении и обрядовой трапезе - как в момент исхода, так и потом, когда народ будет вспоминать это событие - поставляется обязательным условием принадлежности к народу Божьему.

а кто чист и не находится в дороге и не совершит Пасхи, - истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот; (Чис.9:13)

Только какие-то непреодолимые обстоятельства могут извинить человека, не совершающего установленный обряд; тот, кто пренебрегает им по своей воле, считается отторгшимся от народа Божиего.

Человек духовный может прийти в недоумение - зачем вся эта морока с агнцами, мазанием косяков кровью и прочими непонятными обрядами? Разве Бог не знает, кто верит в Него? Разве Ему не открыты человеческие сердца? Разве Он не видит душу каждого человека как на ладони?

Несомненно, видит, и Писание много раз говорит об этом. Но Бог говорит, что знамением будет именно жертвенная кровь на домах верующих - и именно по этому признаку "не будет язвы губительной". Обещает ли тут Бог безопасность тем, кто "в сердце верит" а вот обряд почитает излишней морокой? Нет. Он ясно говорит И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной.

Бог устанавливает признак, по которому Он признает Своих - жертвенная кровь на дверных косяках. Вера, о которой здесь идет речь, должна явиться в установленном Богом символическом акте - принесении жертвы, помазании косяков кровью, иначе Бог не признает ее верой.

В Новом Завете постоянно проводится парралель между пасхальным агнцем и Господом Иисусом, который есть Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.(Ин.1:29) Это понимание Иисуса как Агнца сквозит и в Его словах о хлебе жизни:

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (Иоан.6:53-56)

Что здесь имеется в виду, ясно из синоптических Евангелий, где Господь устанавливает Таинсвто Евхаристии:

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:26-28)

Господь говорит, что Он спасает нас через веру; верующий имеет жизнь вечную (Ин.6:47). И Он устанавливает некие действия, в которых мы должны выразить нашу веру - Крещение и Евхаристия. Если мы не хотим выразить нашу веру таким образом - значит ее у нас нет, и к нам относятся его слова если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Как я прочел в одной протестанской книге, "если вера человека не может привести его в церковь, может ли такая вера привести его на небеса?" В самом деле, требование креститься и участовать в Евхаристии вполне выполнимо и необременительно - если человек не хочет сделать хотя бы этого - значит, не хочет.

Вера, как ее описывает Новый Завет, проявляется в Крещении, Евхаристии и соблюдении заповедей. Почему бы не обойтись просто "верой в сердце" и соблюдением этических заповедей? По целому ряду причин, одна из которых (только одна) состоит в склонности человека к самообману. Легко убедить себя в том, что ты - в отличие от других - соблюдаешь заповеди и любишь ближних. Большинству людей это удается. Нетрудно любить ближнего "вообще". Но когда речь заходит о том, чтобы проявить свою веру, человек обнаруживает, что "попы" а так же прихожане ему так неприятны, что он не хочет проводить воскресное утро в их компании. Они и толстые, и на мерседесах ездиют, и, по слухам, табаком-водкой торгуют. Если человек не может - ради заповеди Христовой о Евхаристии "сие творите в Мое воспоминание" преодолеть свою неприязнь к людям, причем как правило неприязнь заочную, построенную на газетных материалах, - значит, и с верой, и с любовью к ближнему дело обстоит совсем неважно.

Господь не требует от всех умереть за Него; Он требует хотя бы дойти до Чаши; если и это, несложное требование остается невыполненным, то что говорить о большем?

Другая сторона Евхаристиии - связанное с ней обещание. На каком основании я знаю, что Господь воскресит меня? Потому, что я был - и снова пойду - к Причастию. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Это - подпись и печать; я принадлежу Ему и питаюсь за Его столом.

Значит ли это, что люди некрещенные и(или) пренебрегающие Евхаристией лишены Божиих обетований? Слово Божие говорит - и мы не должны этого скрывать - что в общем случае, да. Возможны исключения - и Церковь знает некрещенных святых. Например, некоторые язычники, пораженные исповеданием христианских мучеников, восклицали "и я - христианин". Их тут же убивали, так что они не успевали ни креститься, ни, тем более, прийти к Причастию. Бог может действовать и вне таинств, когда тут нет вины самого человека. Но Бог не действует там, где от Его действия отказываются. Он установил определенные обряды, в которых мы можем выразить нашу веру так, чтобы Он ее принял. Если мы не хотим их совершать - значит, не хотим.

Если мы совершаем их - значит обещания, которые Он дал, относятся и к нам. Если нет - то нет. Когда мы вступает в определенные отношения с другими людьми, мы проявляем это в определенных символических действиях. Мы подписываем договоры или расписываемся в ЗАГСе. Сами отношения не сводятся к этим обрядовым действиям; но если мы этих действий уклоняемся, значит мы этих отношений не хотим.

Сергей Худиев

Рубрика: