Секция по богословию и истории церкви «Ecclesia Semper Reformanda Est: Церковь, реформы и Реформация» прошла в рамках VII Конгресса исследователей Беларуси

Традиционная тематическая секция по богословию и истории церкви прошла 15-17 сентября в Варшаве в рамках VII Международного конгресс исследователей Беларуси. В этом году секции, будучи приуроченной к 500-летию начала Реформации и 100-летию Всероссийского поместного собора, была посвящена церковным реформам и их богословскому осмыслению в различных конфессиональных и локальных контекстах и называлась «Ecclesia Semper Reformanda Est: Церковь, реформы и Реформация». Она прошла при организационной поддерже Центра “Экумена” и Сети белорусских богословов зарубежья, а также финансовой поддержке фонда Протестантской церкви Германии “Brot für die Welt”. Координатором мероприятия выступила Наталля Василевич, белорусский богослов, директор Центра “Экумена”.

Участники богословской секции после заседания
Участники богословской секции после заседания

С докладами выступили ученые и интеллектуалы из Беларуси, других стран Европы и США. Доклады, представленные на секции, вызвали широкий отклик и сопровождались оживленными дискуссиями, они дополняли друг друга, помогая глубже понять причины и перспективы происходящих в Церкви перемен.

Мы проводим богословские секции на Конгрессе с 2012 года, и с каждым годом мы стараемся всё более жестко выдерживать тематическую рамку. В этом году мы говорили о реформах в церкви, о различных богословских подходах к ним, а также о реальных насущных проблемах, и пытались определить приоритеты в этом направлении. Реальная жизнь человека, реальная жизнь церковных общин и реальная жизнь общества — именно с этого должно начинаться богословие и к этому возвращаться.

Наталья Василевич, Университет города Бона, директор Центра “Экумена”

Докладчикам, представлявшим различные области науки, удалось создать многоплановый образ церкви в ее взаимодействии с обществом и культурой, рассмотреть, какие преобразования проходили в церкви на протяжении ее развития, как они обосновывались и осмыслялись, а также в каких реформах испытывает потребность современная церковь, как в плане само-понимания, организационной структуры, уклада, языка, моделей взаимоотношения с обществом, этики, эстетики. Участники пытались оценить различные попытки реформ, которые уже происходили в истории церкви, идентифицировать “болевые точки” церкви на сегодняшний день, выработать критерии оценки эффективности реформ, а также определить основные препятствия на пути изменений. Откуда начинается реформа, кто и как может/должен ее проводить, оправдывает ли цель средства, нужна ли реформам своя идеология — все эти вопросы дискутировались при обсуждении докладов и в неформальной обстановке после заседаний.

Я участвовал в первой богословской секции Конгресса в 2012 году, и долгое время после скептически относился к идее такой секции, и в этом году даже не планировал туда идти. Но я очень рад, что зашел и послушал несколько докладов. По моему мнению, секция была более интересной, чем некоторые политологические.

Пётр Рудковский, католический философ, академический директор Белорусского института стратегических исследований

Первый день работы секции начался докладом сотрудника Галльской митрополии Вселенского Патриархата, богослова белорусского происхождения Антона Гелясова о проблемах IMG_6162кодификации православного церковного права. Как отметил Гелясов, кумулятивный принцип по отношению к
каноническим нормам при отсутствии общецерковного процесса их ревизии, а также отсутствие официального толкования правил приводит к тому, что церковные каноны зачастую противоречат один другому, что ведет к многочисленным злоупотреблениям и манипуляциям. Шагом на пути к исправлению данной ситуации, по мнению докладчика, могло бы стать издание всего корпуса правил православной Церкви в виде единого сборника, в котором каноны будут размещены по тематическим рубрикам, что позволит провести их анализ, выработать критерии их иерархии по юридической силе, а также стратегии по имплементации.

Старший преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия Андрей Шишков в своем докладе представил как пример «православной реформации» феномен неопаламизма, комплекс богословских идей, которые сегодня формируют мейнстримную идентичность современного православия,. По мнению докладчика, будучи частью неопатристического синтеза, неопаламизм способствовал смещению источника церковного авторитета из настоящего в прошлое – от действующей церковной иерархии к писаниям святых отцов. Это открыло возможность каждому верующему, опираясь на отцов, самостоятельно толковать вероучение и судить об ортодоксии и ереси, что отчасти похоже на протестантский принцип «только Писание», но в православном варианте он должен звучать как «только отцы». Под влиянием неопаламизма произошла трансформация в понимании смысла духовной жизни – от морального императива исполнения заповедей Божиих к аскетическим практикам стяжания благодати (обожения). По мнению Шишкова, неопаламимз культивирует религиозный индивидуализм, что приводит к смещению авторитета от иерархии к духовникам-старцам также является элементом «реформации». Шишков отметил и социально-политическую проекцию неопаламизма. По его мнению, идеи политического исихазма обнаруживаются в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года.

С содержательной точки зрения получилось очень крутое событие. В последующие недели я постоянно мысленно возвращаюсь к тамошним дискуссиям о результатах уже состоявшихся реформ и возможности/невозможности проведения церковных реформ сегодня.

Андрей Шишков, старший преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Кирилла и Мефодия, Москва

Старшая научная сотрудница Центра изучения белорусской культуры, языка и литературы при НАН Беларуси, кандидат искусствоведения Ирина Балуненко рассказала потенциале перемен в архитектуре православной церкви. Она попыталась понять причины доминирования в современном белорусском храмостроении стандартного и даже стереотипного сочетания белых стен и золотой маковки и задалась вопросом, может ли православие проявить свою индивидуальность не прибегая к затертым архитектурным штампам.

Магистр политологии и теологии Наталля Василевич, докторантка Боннского университета и директор центра «Экумена», представила вниманию собравшихся доклад «“Не от мира, в мире, для мира”: Учение Святого и Великого Собора о церкви как незаконченный проект аджорнаменто». По мнению Василевич, в процессе подготовки Собора наблюдается развитие учения о взаимоотношении церкви и мира в сторону большей открытости, большей динамики, позитивного отношения к миру, сдвиг от эксклюзивного, метафизического и вертикального дискурса в сторону инклюзивного, феноменологического и горизонтального дискурса.

Разговор о роли соборов в православии продолжился в ходе выступления еще одной докладчицы, кандидата исторических наук, старшей научной сотрудницы Института истории России РАН Елены Беляковой. Ее доклад был посвящен Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 годов как примеру несостоявшейся попытки церковных реформ. Порой звучит мнение, что Российская Церковь накануне революции представляла собой косное сообщество, малоспособное к изменениям. Белякова показывает, что это не так, ведь на Соборе 1917-1918 годов было озвучено множество жизненных и отвечавших духу времени идей. Как отмечает Белякова, соборные реформы не были реализованы, поскольку этому помешали коммунистические гонения на религию, а вовсе не отсутствие церковной инициативы.

IMG_6225
На заседании

Священник Александр Шрамко из Белорусской Православной Церкви, участник Центра “Экумена”, представил доклад о существующем потенциале и препятствиях для реформ в современном православии. По его мнению, дело не в том, что даже очевидные реформы «тормозит» кто-то в верхах, а в неоднородном составе церкви. Понимание церкви, ее сущности, запроса к ней очень отличается у различных церковных страт, иногда непересекающихся между собой, существующих как бы в параллельных плоскостях, вплоть до противоположностей, при этом нет достаточных критериев определения, какая из страт имеет или должна иметь больше авторитета, полномочий и прав для определения вектора развития церкви. В общем потоке «потребителей церковных услуг» голос “воцерковленной” или богословски образованной страты почти не слышен. В силу такого положения вещей нет смысла уповать на поддержку реформ со стороны руководящих церковных структур. По мнению докладчика, единственным выходом может стать создании в церковной среде своего рода аналога развитого «гражданского общества».

Второй день секции открылся докладом Анастасии Вуден, американского богослова белорусского происхождения и преподавательницы Католического университета Америки, посвященный отношению к реформам в Католической церкви, выраженном в документах Второго Ватиканского собора. По мнению докладчицы, все реформы, инициированные Собором, исходили из принципа верности традиции, интерпретированным следующим образом: дабы сохранить верность традиции в изменяющихся исторических обстоятельствах, церковь не только может, но и должа менять некоторые формы церковной жизни и богослужения. Она продемонстрировала, как этот принцип был применен в литургических реформах, которые были направлены на способствование активному и сознательному участию в богослужении всех членов церкви, которое требуется самой евхаристической природой церкви.

В работе нашей секции меня впечатлил не только высокий уровень подготовки докладов, но и как хорошо они увязывались между собой и центральной темой секции — возможностью реформ в церкви. Доклады затрагивали опыт многих христианских церквей с точки зрения разных научных дисциплин: истории, богословия, искусствоведения и тд. Можно с уверенностью сказать, что моя далекая поездка оправдала высокие надежды. Я с интересом жду продолжения плодотворного творческого обмена с коллегами в следующем году.

Анастасия Вуден, Католический университет Америки.

Тема Второго Ватиканского Собора получила дальнейшее развитие в выступлении научной сотрудницы Института истории НАН Беларуси, кандидата исторических наук Раисы Зенюк. Она представила вниманию собравшихся доклад, в основу которого были положены отчёты и докладные записки уполномоченных по делам религиозных культов на областных и республиканском уровнях. Уполномоченным было поручено собрать сведения об отношении духовенства к решениям Собора и показать как они реализуются на практике. Приведенные документы раскрыли удивительную некомпетентность уполномоченных в вопросах религии, которая, тем не менее, могла иметь трагические последствия, если учесть объем власти, вверенный уполномоченным.

IMG_6295
Елена Белякова, Раиса Зенюк, Наталля Василевич, Анастасия Вуден, Наталья Гаркович

Кандидат богословия, главный редактор издательства «Николин день» (Москва) Василий Чернов рассказал о том, как в Церкви Англии ХХ века богослужебные реформы привели к значительным переменам во всей церковной системе. По мнению Чернова, Церковь Англии, как классический образец государственной Церкви, показала, что изменения богослужения или иных форм самовыражения Церкви возможны лишь при условии широкомасштабных перемен, направленных на независимость Церкви и формировании такой системы, при которой голос каждого ее члена будет услышан.

Еще один пример того, как реформы могут осуществляться на практике “снизу”, привел доктор богословия, переводчик и аналитик из Украинской Греко-Католической Церкви Микола Крокош. Его доклад познакомил участников встречи с историей Украинской Автокефальной Православной Церкви (1921-1930), реформы в которой были мотивированны в первую очередь построением украинской автокефалии, одновременно уже тогда принимая во внимание необходимость православного “Aggiornamento”.

Кандидат исторических наук и преподавательница Черниговского регионального лицея для одаренных детей Екатерина Литвин провела интерактивную презентацию по теме сохранения культурного наследия духовенством Черниговской и Минской православных епархий в к. XIX – н. ХХ века. В украинской и белорусской ситуации различные виды артефактов материальной культуры православия играли разную роль, что свидетельствует как о различиях в истории формирования отдельных церковных искусств, так и об особенностях сознания священства в двух регионах.

Наталья Гаркович из центра «Экумена» рассказала об известном православном богослове и полемисте XVII столетия Стефане Зизании, который долгое время в многими исследователями до сих пор считается едва ли не крайним протестантом. Гаркович представила перевод малоизвестного в научной среде письма Патриарха Мелетия Пигаса Стефану Зизанию (1599г.), в котором Зизаний в очередной раз получает одобрение церковной иерархии за свои богословские взгляды и деятельность. Данный документ также свидетельствует о тесных контактах Православия Речи Посполитой (особенно с к. 16 в.) с Восточными Патриархатами. Кроме того, документ в очередной раз подтвердил факт, что клеймо “еретика”, которое Зизаний получил в рамках русского православия, связано не столько с якобы действительной неортодоксальностью данного богослова, сколько с искаженной интерпретацией его отдельных богословских идей и небогословскими факторами.

Полную программу секции с темами докладов можно скачать здесь (pdf).

Представленные на секции доклады будут опубликованы в первом номере белорусского богословского журнала “Збожжа”.

 

 

 

 

 

Дадаць каментар

Ваш e-mail не будзе апублікаваны. Абавязковыя палі пазначаны *